Маска Читипати («Владыка кладбищ») или бардо (Bar do) в виде человеческого черепа. Народность Кхас, Непал, Южная Азия. | Архетип Ломбард

Маска Читипати («Владыка кладбищ») или бардо (Bar do) в виде человеческого черепа. Народность Кхас

Маска Читипати («Владыка кладбищ») или бардо (Bar do) в виде человеческого черепа. Народность Кхас

  • Вес: 0.674 кг
  • Страна: Непал
  • Размеры: 35,5 х 25 см
  • Материал: дерево, краска
0 ₽

13 800 ₽

     «Владыка кладбищ» (санскр. Читипати, тибет. Дур-бдаг, бурятск. Хохимой или Хохимай) – это персонаж в маске, изображающей череп. Костюм персонажа, носящего эту маску, как правило, расписан под скелет. 
     Чаще всего Владыка кладбищ (хохимой) выступает парой, как это и предписано по легенде. В Непале Владыка кладбищ называется Руй-ранг («Хозяин костей»). В Цаме Владыки кладбищ появляются в начале мистерии и после пляски Белого старца и считаются спутниками бога смерти Ямараджи. Основная их обязанность — терзать куклу (лингу), сделанную из теста, которая символизирует зло (врага веры). Еще одна важная задача Читипати – вынос «сора» (так и хочется сказать из избы) или «тормы», а также охрана этого атрибута на протяжении всего обряда.
     «Живые скелеты» имеют свою легенду. По легенде, пара божеств Читипати когда-то были супругами, медитировавшими ночью на кладбище; там их застали разбойники, которые были голодны. Они стали срезать мясо с аскетов и поедать его. Когда же супруги окончили свою медитацию, они обнаружили, что от них остались одни скелеты. Преступники были наказаны, а Читипати с тех пор – одни из покровителей суровых медитаций.
     Ритуальная пляска Читипати символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом преображенном облике. Либо, согласно другим источникам, Владыка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением (бардо).