Маска эскимосов юпик | Архетип Ломбард

Маска эскимосов юпик

Маска эскимосов юпик

  • Вес: 0.129 кг
  • Страна: Аляска, США, Северная Америка
  • Размеры: 26 х 24 см
  • Материал: дерево, краска, растительные волокна и прутья, перья
0 ₽

36 800 ₽

     Маски эскимосов юпик - одни из самых выдающихся, характерных и загадочных масок народов Севера. Юпик могли изобразить в маске практически все что угодно - духа, умершего, животного, каяк (лодку), предмет быта. Как правило, эти маски были принадлежностью мужских сообществ. Тайные общества с участием всех взрослых мужчин в Северной Америке существовали, по-видимому, только у алеутов и эскимосов юпик.
     Традиционно весну и лето семьи юпиков проводили в рыболовецких лагерях, а на зиму собирались в поселения вместе с другими юпиками. Многие юпики занимаются традиционными промыслами, особенно часто тихоокеанского лосося и тюленя.
     Общинный дом мужчин — касик (qasgiq) или кажиме — был церемониальным помещением, где проходили фестивали (сопровождающиеся пением, танцами и рассказыванием историй) и остальные традиционные мероприятия, в том числе с участием шаманов. Касик в основном использовались зимой, когда юпики собрались вместе. Здесь же взрослые мужчины учили мальчиков охоте и выживанию в дикой природе, включая изготовление каяков.

     Женский дом, эна (ena), был традиционно рядом с касиком, иногда их соединял туннель. Женщины учили девочек обрабатывать шкуры, шить, готовить рыбу и дичь, а также ткать. Мальчики жили с матерями примерно до пяти лет, потом они переходили в касик. Каждую зиму от трёх до шести недель девочки учились в мужском доме, а мальчики в женском. Девочек учили охоте и изготовлению инструментов, а мальчиков — готовить и шить. В другое время женщины приходили в касик или кажиме только для того, чтобы принести мужьям еду, либо чтобы стать свидетельницами разыгрываемого спектакля, во время которого мужчины в костюмах и масках изображали духов. Представление сопровождалось выкриками, свистом, воем, ударами по стенам – в общем, всем, что могло внушить зрительницам священный ужас перед происходящим.
     Русский миссионер Иннокентий Вениаминов описывает представление, которое в начале XIX
века устроили алеуты острова Уналашка. Часть мужчин, якобы, отправившаяся на промысел, тайком возвращалась под видом «чертей», а другие делали вид, что отбиваются от нападающих. По прошествии некоторого времени шум и крики стихали, а мужчины объясняли женщинам, что отогнали «чертей». Тут оказывалось, что один из мужчин пропал. Тогда хватали заранее выбранную женщину «на выкуп утащенного». «Через несколько дней, – пишет Вениаминов, – возвращаются уехавшие на промысел мужчины, и им рассказывают о случившемся в их отсутствии явлении чертей, и те слушают с необыкновенным вниманием и ужасом. И легковерные алеутки от души верили, что все это было точное нашествие чертей».