Маска кпелие (kpeliye'e) народа Сенуфо | Архетип Ломбард

Маска кпелие (kpeliye'e) народа Сенуфо

Маска кпелие (kpeliye'e) народа Сенуфо

  • Вес: 0.518 кг
  • Страна: Кот-Д'ивуар, Западная Африка
  • Размеры: 40,5 х 17,5 см
  • Материал: Дерево, краска
0 ₽

8 300 ₽

   Формально Сенуфо в большинстве являются мусульманами и исповедуют ислам уже сотни лет, однако при этом они продолжают придерживаться и своих традиционных анимистических верований.
   В дополнение к вере в высшее божество, духов предков и природных явлений важнейшим элементом в религии Сенуфо является культ женщины - первопредка, называемой праматерь, который является главным «духовным персонажем» общества Ло.
   Все взрослые мужчины входят в это общество, которое обеспечивает преемственность религиозных и исторических традиций. Отвечая за инициацию, Ло имеет своей целью воспитание взрослого, самостоятельного человека, способного интегрироваться в коллектив и выполнять общественные обязанности. Члены этого общества проходят три ступени посвящения, каждая из которых длится семь лет. Прошедшие все три ступени могут стать членами совета старейшин. В окрестностях деревень имеются священные рощи, где совершаются ритуальные церемонии и находятся помещения, в которых хранятся маски, статуи, музыкальные инструменты и другие предметы, используемые в обрядах.
   Сенуфо изготовляют различные типы скульптурных изображений, в основном связанных с обществом Ло. Скульпторы-резчики и кузнецы, которые традиционно производят предметы культа, живут отдельно в особой части деревни, а отношение к ним других её обитателей является смесью страха и уважения, с учетом их особых связей с силами природы, которые они, как считается, способны использовать в своем творчестве.
   В ритуалах общества Ло задействованы несколько типов масок. Единственная антропоморфная маска - «кпелие» представляет собой стилизованное человеческое лицо с острыми, аскетическими чертами - узким удлиненным носом, щелевидными глазами и овальным, выдающимся вперед ртом, окруженное различными декоративными элементами, в которых угадываются крылья птиц и ноги животных. Личина маски может быть увенчана рогами либо фигуркой животного или человека, или различными кастовыми эмблемами: птица калао, соцветие плодов масличной пальмы и т.д. Хотя носят эти маски мужчины, в ритуалах инициации они выполняют роль духа женщины-предка. В других ритуалах персонажи «кпелие» призывают для того, чтобы оградить общину от зла и несчастий и обеспечить плодородие полей.
   Существует множество вариантов «кпелие», среди которых и сдвоенные маски, символизирующие единство мужского и женского начал. Иногда маски этого типа делаются не из дерева, а из медных сплавов или железа.
Маска «кпелие» хорошо известна коллекционерам и знатокам ритуальных масок н давно стала одной из легко узнаваемых эмблем африканского искусства.
Данная маска представляет собой современную интерпретацию классического художественного образа и стиля масок кпелие.