Маска Идиму общества Бвами народа Лега, Д.Р. Конго, Центральная Африка. | Архетип Ломбард

Маска Идиму общества Бвами народа Лега

Маска Идиму общества Бвами народа Лега

  • Вес: 0.724 кг
  • Страна: Д.Р. Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 34 (60 с бородой) х 21,5 см
  • Материал: дерево, пигмент, волокна рафии
0 ₽

26 000 ₽

     Лега живут недалеко от северного края озера Танганьика, на берегу реки Луалаба и также известны как Варега. Живя в небольших деревенских группах, они не имеют централизованной власти, а управляются через общественную ассоциацию Бвами. Эта ассоциация состоит из входящих в неё членов - мужчин и женщин, которые стремятся достичь продвижения в рядах Бвами.
    Функция деятельности общества Бвами заключается в регулировании социальной, религиозной и политической жизни Лега. Таким образом передавались и этические принципы и установленные социальные нормы. Обрезание было обязательным процессом для разрешения вступления в Бвами. Оно сопровождалось учениями и наставлениями по управлению объектами, наделёнными моральной и практической значимостью.
     Среди Лега используют две градации старшинства масок ассоциации Бвами: кинди (kindi) и янанио (yananio), чтобы символизировать достижения более высоких уровней этического учения.
     Для Лега конечная цель заключается в достижении верхнего уровня в Бвами, когда можно было бы стать «кинди» - тем, кто оказывает нравственное влияние в обществе. Комплексная система инструкций, посвящений и продвижений в Бвами предписывает использование масок и фигур с целью документирования различных уровней Бвами и служит удостоверением, подтверждающим посвящение в знания тайн общества Бвами и его рангов.
     Иерархия Бвами разделена на пять уровней для мужчин и три для женщин. Чтобы перейти на следующий уровень необходимо прохождение ряда посвящений, приношение подарков и платежей, означавших, что человек достиг определенной мудрости и приобрёл личное нравственное осмысление.
Великие церемонии, организованные для присоединения к высокому уровню общества потребуют, чтобы вся деревня была собрана в доме клана избираемого кандидата с членами других кланов, которые часто приезжали издалека, чтобы принять участие в торжествах.
     Маски делятся на пять типов в зависимости от материала, размера и формы: лукваконго (lukwakongo), каям-ба (kayam-ba), идиму (idimu), муминиа (muminia) и лукунгу (lukungu). Они служат важным знаком ранга, идентифицирующим собственников, как членов конкретных уровней Бвами.
     Маленькие маски «лукваконго» являются собственностью мужчин, которые принадлежат ко второму высшему рангу ассоциации Бвами, - лутумбо лва янанио (Lutumbo Lwa Yananio). Такие маски указывали на ранг и носились (или демонстрировались) во время ритуалов различными способами, в том числе на голове, на лбу, на предплечии, на плече, нашивались на одежды и шляпы, держались в руке, вывешивались на заборах или специальных плетнях, либо группировались с другими подобными масками на земле, чтобы представлять детей предков. Как и другие объекты этого типа, маски помещались в корзину во время ритуала, и вручалась члену общества. Эти маски являлись наиболее важными отличиями ранга, пока владелец не переходил на более высокий уровень «кинди» и обменивал свою деревянную маску на маску из слоновой кости «лукунгу». Эти маски были эмблемами ранга и видимыми знаками для связи между покойными и живущими, между бывшими посвящёнными и их преемниками.
     Более крупные маски, такие как маска идиму (маска предка), носят на лице или затылке и могут носить только мужчины, принадлежащие к двум высшим рангам общества Бвами (Янанио и Кинди). Также если вы видите маску без глаз, то это тоже маска «идиму». Таким образом, маска говорит о том, что члены высокого уровня Бвами видят не при помощи глаз, а видят своими сердцами и охраняют связи сообщества.
      В сущности, маска символизирует мужскую родословную; такие описания масок как «подобие человека», «череп мертвеца» или «череп моего отца», раскрывают её родовой аспект. Есть множество других значений, относящихся к людям, животным или сущностям, которые эти маски могут иметь.
Украшенная каолином, типичная маска Лега имеет вогнутое белое лицо, контрастирующее с более тёмными краями. Линии очень простые и подчёркиваются длинной переносицей. Отверстие рта располагается очень низко, практически на стыке двух лицевых граней. Глаза вырезаются на разных уровнях, что является характерным признаком масок Лега.
     Большинство масок Лега покрываются белой глиной каждый раз, когда используются и тем самым приобретают белую патину, которая придаёт цвет маске и усиливает различные дизайнерские решения.
      Тип масок с побелённым, «депрессивным", сердцевидным лицом присутствует во многих областях Экваториального лесного пояса.