Маска Мбангу народа Пенде | Архетип Ломбард

Маска Мбангу народа Пенде

Маска Мбангу народа Пенде

  • Вес: 0.362 кг
  • Страна: Д.Р. Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 25 х 18,5 см
  • Материал: Дерево, пигмент
0 ₽

19 000 ₽

   Маска типа Мбангу (Mbangu), по одной из версий, представляет на ритуальных церемониях человека, в которого вселился злой дух. Довольно часто такие маски раскрашиваются в два цвета – чёрный и белый. Как говорит предание, этот человек упал в огонь и обжег одну сторону лица. Однако существует и другое толкование двухцветности маски, которое связанно с представлениями народа пенде о причинах болезней людей. 
   Согласно этой версии, маска Мбангу – это маска болезни. Она широко применялась в ритуалах исцеления. Для пенде она является олицетворением таких серьезных заболеваний, как лицевой паралич или эпилепсия, что подтверждается сильным искажениями мышц лица – на масках типа Мбангу нос и рот, как правило, сильно искривлены. Маска также символизирует схватку между недугом и здоровьем.
   Зачастую физические и психические болезни могут насылать колдуны с помощью магии, поэтому обращение пенде к покровительствующим предкам в лице маски Мбангу здесь вдвойне оправдано.
   У пенде, как и у многих народов Африки, считается, что заболевание человека может быть вызвано нарушением запретов духов предков, поэтому оно часто рассматривается как наказание. В связи с этим появление танцора в маске Мбангу является актом предостережения людей от их разрушительного поведения. У африканских народов не так много масок (подобного рода маска есть еще у народа Ибибио из Нигерии) напрямую показывающих зависимость болезней от нарушения моральных и нравственных норм. Маска Мбангу одна из них.
   И еще одна любопытная деталь: маски данного типа могут служить неким памятником человеческой храбрости. Обычно, когда в деревню народа пенде приходила серьезная или незнакомая болезнь, больного сразу «высылали» за ее пределы, и это часто приводило к ранней преждевременной смерти (которую считали к тому же заслуженным наказанием). Не всякий (как правило, молодой) человек бросал вызов болезни и брался провести обряд исцеления в маске Мбангу. Считалось, что танцор мог управлять духом болезни во время обряда, но он также сам был уязвим от него в это время, ведь данная маска вырезалась под конкретного заболевшего. Однако такие люди находились, за дело могли взяться его родственники, и под руководством опытного жреца-лекаря обряд часто заканчивался выздоровлением.
   Можно предположить, что направление гримасы маски Mbangu и выбор ее стороны под тот или иной цвет тоже имели под собой некие основания. Возможно, по тому, какого цвета на маске было больше и в какую сторону повернута гримаса, можно определить как протекала болезнь и каковы у больного были шансы на исцеление (но это только гипотеза).