Показать все категории
Маски
Оружие
Аксессуары
Маска народа Бамум
Маска народа Бамум
- Вес: 1.415 кг
- Страна: Камерун, Западная Африка
- Размеры: 35 х 24 см
- Материал: Дерево, металл
0 ₽
27 900 ₽
Искусство Бамилеке и Бамум составляет ядро большого стилистически однородного ансамбля, который включает искусство ряда менее крупных художественных школ - Беком, Баменда, Бафум, Бачам, Дуала и других. Художественная гомогенность камерунского ансамбля может показаться странной ввиду того, что страна чрезвычайно пестра в природно-климатическом отношении (здесь представлен весь спектр африканских природно-климатических зон). Однако подавляющее большинство существующих здесь художественных школ сгруппировано в чётко ограниченном районе на западе Камеруна, вблизи юго-восточной нигерийской границы.
Бамилеке (около полутора миллионов человек), так же как Бамум и Экои, принадлежат к языковой подгруппе бенуэ-конго. Ко времени прибытия Бамум (согласно преданию, бамум прибыли с севера около трёх веков назад) Бамилеке имели сложившуюся социально-экономическую структуру, развитые художественные традиции, ремёсла. Отдельные селения Бамилеке сохраняют большую автономию, несмотря на высокий авторитет власти и сложную, широко разветвленную иерархию, охватывающую все слои общества. Тесно связанное с этой иерархией искусство Бамилеке является не менее активным элементом социально-политической структуры, чем искусство Йоруба, Фон или Ашанти. Его стиль сложился под воздействием многих факторов. Среди них следует указать прежде всего относительно развитую социально-политическую систему, затем - влияние соседних художественных школ, и в первую очередь школы Экой, и, наконец, влияние ислама и Европы, то есть специализированного профессионального искусства. В отличие от большинства соседних народностей Бамилеке и Бамум уже в XIX веке достигли того уровня социально-политического развития, когда искусство всё больше становится одним из инструментов власти. Последнее находит отражение и в скульптуре, и в традиционной архитектуре.
У Бамилеке сохранилось несколько типов масок: зооморфные (главным образом буйволиные), зооантропоморфные (сочетающие черты буйвола и человека) и антропоморфные. Среди последних особенно распространена маска-наголовник, изображающая одутловатое лицо с раздутыми щеками, открытым ртом и головным убором в виде тиары (этот тип маски особенно типичен для Бамум). Существуют также сдвоенные маски – «янусы» и большие, до одного метра, головы, увенчанные многофигурными композициями. Все они принадлежат местным обществам манджонг и лали.
Бамум согласно легенде прибыли в страну около двух-трёх столетий назад. Они частично ассимилировали Бамилеке, основав своё государство со столицей в Фумбане. Нджойя, шестнадцатый представитель королевской династии, унаследовавший трон в 1895 году, вошёл в историю как создатель письменности Бамум. Кроме того, Нджойя составил историю своего народа, а также собрал внушительную коллекцию памятников искусства Бамум и поместил её в специально построенном возле его дворца музее. Несмотря на существование двора и элиты, искусство Бамум в целом развивалось в русле народных традиций. Отсутствие у Бамум специфических видов придворного искусства объясняется тем, что придворная верхушка здесь не была полностью изолирована от народа, не образовала замкнутой группы, а являлась лишь верхней ступенью сложной иерархической структуры, пронизывавшей все общество сверху донизу. Предметы, которыми пользовался монарх, лишь незначительно отличались от находившихся в обиходе у его приближённых. Власть была ограничена местными религиозными, военными, политическими обществами и в силу этого сохраняла относительно демократический характер.
Скульптура Бамум очень разнообразна. Ремесленники в Фумбане, населяющие обширный квартал, примыкающий к дворцу, до сих пор изготовляют деревянные маски, сиденья, сундуки, сосуды, музыкальные инструменты, а также художественные изделия из бронзы, слоновой кости, стеклянных бус, керамики. Типичные черты стиля бамум ярче всего выражены в масках так называемых трубачей, изображающих тот тип одутловатого лица с непомерно раздутыми щеками, большими выпученными глазами и маленьким оскаленным ртом. На голове этого странного, карикатурного персонажа - ажурный головной убор типа фески или тиары. Этот тип лица повторяется, с незначительными вариациями, в статуях предков, архитектурных обрамлениях, в рельефах на мебели и т. д.
Маски Бамум уже в XIX веке выполняли в основном светские, административные, юридические, театральные функции. При этом следует заметить, что зооморфные изображения (например, маски буйволов) сохраняют большую условность. Голова буйвола относится к числу самых архаичных сюжетов. У Бамум это символ власти тотемического происхождения. Среди других зооморфных символов - слон, леопард, двуглавая змея. Изображение двуглавой змеи образует сложную орнаментальную форму в основании трона Нджойи.
Если местные художественные традиции являются прямым или побочным продуктом культуры сао, тогда становятся понятными многие особенности культуры Бамум, в том числе необычайно высокий уровень керамического искусства и бронзового литья. Именно в области керамики и литья Бамум оказали бесспорное влияние на Бамилеке, Баменда, Беком, Бабанки и другие народности Западного Камеруна, в то время как наиболее распространённым видом искусства у этих народностей была резьба по дереву, в которой они, по-видимому, превосходили Бамум.
Бамилеке (около полутора миллионов человек), так же как Бамум и Экои, принадлежат к языковой подгруппе бенуэ-конго. Ко времени прибытия Бамум (согласно преданию, бамум прибыли с севера около трёх веков назад) Бамилеке имели сложившуюся социально-экономическую структуру, развитые художественные традиции, ремёсла. Отдельные селения Бамилеке сохраняют большую автономию, несмотря на высокий авторитет власти и сложную, широко разветвленную иерархию, охватывающую все слои общества. Тесно связанное с этой иерархией искусство Бамилеке является не менее активным элементом социально-политической структуры, чем искусство Йоруба, Фон или Ашанти. Его стиль сложился под воздействием многих факторов. Среди них следует указать прежде всего относительно развитую социально-политическую систему, затем - влияние соседних художественных школ, и в первую очередь школы Экой, и, наконец, влияние ислама и Европы, то есть специализированного профессионального искусства. В отличие от большинства соседних народностей Бамилеке и Бамум уже в XIX веке достигли того уровня социально-политического развития, когда искусство всё больше становится одним из инструментов власти. Последнее находит отражение и в скульптуре, и в традиционной архитектуре.
У Бамилеке сохранилось несколько типов масок: зооморфные (главным образом буйволиные), зооантропоморфные (сочетающие черты буйвола и человека) и антропоморфные. Среди последних особенно распространена маска-наголовник, изображающая одутловатое лицо с раздутыми щеками, открытым ртом и головным убором в виде тиары (этот тип маски особенно типичен для Бамум). Существуют также сдвоенные маски – «янусы» и большие, до одного метра, головы, увенчанные многофигурными композициями. Все они принадлежат местным обществам манджонг и лали.
Бамум согласно легенде прибыли в страну около двух-трёх столетий назад. Они частично ассимилировали Бамилеке, основав своё государство со столицей в Фумбане. Нджойя, шестнадцатый представитель королевской династии, унаследовавший трон в 1895 году, вошёл в историю как создатель письменности Бамум. Кроме того, Нджойя составил историю своего народа, а также собрал внушительную коллекцию памятников искусства Бамум и поместил её в специально построенном возле его дворца музее. Несмотря на существование двора и элиты, искусство Бамум в целом развивалось в русле народных традиций. Отсутствие у Бамум специфических видов придворного искусства объясняется тем, что придворная верхушка здесь не была полностью изолирована от народа, не образовала замкнутой группы, а являлась лишь верхней ступенью сложной иерархической структуры, пронизывавшей все общество сверху донизу. Предметы, которыми пользовался монарх, лишь незначительно отличались от находившихся в обиходе у его приближённых. Власть была ограничена местными религиозными, военными, политическими обществами и в силу этого сохраняла относительно демократический характер.
Скульптура Бамум очень разнообразна. Ремесленники в Фумбане, населяющие обширный квартал, примыкающий к дворцу, до сих пор изготовляют деревянные маски, сиденья, сундуки, сосуды, музыкальные инструменты, а также художественные изделия из бронзы, слоновой кости, стеклянных бус, керамики. Типичные черты стиля бамум ярче всего выражены в масках так называемых трубачей, изображающих тот тип одутловатого лица с непомерно раздутыми щеками, большими выпученными глазами и маленьким оскаленным ртом. На голове этого странного, карикатурного персонажа - ажурный головной убор типа фески или тиары. Этот тип лица повторяется, с незначительными вариациями, в статуях предков, архитектурных обрамлениях, в рельефах на мебели и т. д.
Маски Бамум уже в XIX веке выполняли в основном светские, административные, юридические, театральные функции. При этом следует заметить, что зооморфные изображения (например, маски буйволов) сохраняют большую условность. Голова буйвола относится к числу самых архаичных сюжетов. У Бамум это символ власти тотемического происхождения. Среди других зооморфных символов - слон, леопард, двуглавая змея. Изображение двуглавой змеи образует сложную орнаментальную форму в основании трона Нджойи.
Если местные художественные традиции являются прямым или побочным продуктом культуры сао, тогда становятся понятными многие особенности культуры Бамум, в том числе необычайно высокий уровень керамического искусства и бронзового литья. Именно в области керамики и литья Бамум оказали бесспорное влияние на Бамилеке, Баменда, Беком, Бабанки и другие народности Западного Камеруна, в то время как наиболее распространённым видом искусства у этих народностей была резьба по дереву, в которой они, по-видимому, превосходили Бамум.