Маска народа Махонгве, Демократическая Республика Конго, Центральная Африка. | Архетип Ломбард

Маска народа Махонгве

Маска народа Махонгве

  • Вес: 0.833 кг
  • Страна: Демократическая Республика Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 31 х 18 см
  • Материал: Дерево, пигмент
0 ₽

13 000 ₽

   Эта редкая маска идентифицируется как маска Махонгве. Она включает в себя стилистические элементы целого ряда различных народов Габона, Камеруна и Демократической Республики Конго. Такие маски происходят из региона стилистического обмена и смешения людей в течение длительного периода времени. Удлинённые лица известны среди многих людей в этом регионе, включая Фанг, Квеле, также как и Махонгве. Маски среди этих разных народов появлялись во время церемоний утверждения посвящаемых в полноправное членство в мужское тайное общество Бвити или они участвовали в наложении санкций для общественного контроля. Они также появляются на похоронах.

   На заметку: одна из масок Махонгве «С 1939 года маска многократно воспроизводилась как фрагмент картины Пикассо «Девушки из Авиньона», где она выступает в обличие отодвигающей занавеску молодой девушки, изображённой в правой верхней части полотна», — отмечает Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Работа над этой картиной была завершена в 1907 году, и сейчас она принадлежит Музею современного искусства в Нью-Йорке, экспонатом которого являлась также и сама маска. Причём её приобретение было обосновано тем, что именно она послужила источником вдохновения для Пикассо».

   Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.

   Весной 1907 года Пикассо посетил Гертруду Стайн в её парижской квартире, где он встретил Матисса, только что купившего какую-то африканскую скульптуру. По словам Матисса, тогда оба художника были просто в восторге от неё. Вскоре после этого, Пикассо с Андре Дереном отправились в этнологический музей "Трокадеро" (ныне - "Музей Человека") и этот визит, как позже говорил Пикассо, сыграл решающую роль в его искусстве.

   "Запах плесени и отвращения сдавил мне горло. Я был так подавлен, что сначала собрался было немедленно уехать", - рассказывал художник. "Но я заставил себя остаться, чтобы исследовать эти маски, все эти объекты, которые люди создавали со священной целью служить посредниками между ними и неизвестными, враждебными силами, окружающими их. Люди пытались преодолеть свои страхи, давая им цвет и форму. И я понял, что действительно означает живопись. Это не эстетический процесс; это - форма магии, которая находится между нами и враждебной вселенной, она воплощает как наши страхи, так и желания. В тот день я понял, что нашел свой путь".

   «Примитивные» идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь.
   Пикассо пошёл по пути, подсказанному ему интуицией дикарей. Он стал точно так же монументализировать и упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Грубая штриховка на живописных плоскостях, воспроизводившая насечки на африканской скульптуре, - еще одно заимствование из арсенала древних мастеров. А основное, что почерпнул Пикассо у африканских «заклинателей духов» - это слияние персонажей с пространством, ведь первобытный человек не отделял себя от природы. Фон на полотнах Пикассо выглядит столь же осязаемым, как и фигуры. Полотна африканского периода производят впечатление неуклюжих барельефов, грубо вытесанных из природных материалов.
   Знаменитые «Авиньонские девицы» 1907 года – яркий образец африканского стиля. Композиция неоднократно перекраивалась (над картиной художник работал около года) и женщины, в конце концов, превратились в грубые статуэтки с варварски деформированными лицами африканских божков, что особенно заметно в двух фигурах справа. Любовь к изображению красоты женского тела, присущая художникам предыдущих эпох, сменилась радикальным искажением архитектуры телесной оболочки. Деформация фигур и схематизация лиц, которые сочли актом женоненавистничества, вызвали резкое отторжение у первых зрителей картины.
В следующих работах африканского периода Пикассо экспериментирует с найденным методом. Он стремится на двухмерной плоскости холста создать иллюзию трехмерного пространства, населенного деформированными существами. Вторая половина 1907 года - это рождение вереницы искаженных персонажей, где в роли лиц – более или менее жутковатые африканские маски: «Три фигуры под деревом», «Танец с вуалью», «Дриада», «Три женщины», «Голова женщины», «Купание», «Автопортрет», «Голова мужчины», «Фермерша».
   Африканский период продлился всего пару лет, до 1909 года, но превратил художника в заядлого коллекционера африканского искусства: те маски, скульптуры и то, что он в них видел, вдохновили его на дальнейшие достижения. Вы можете почувствовать то, что чувствовал он, и увидеть взаимосвязи африканского искусства и произведений Пикассо, посетив южноафриканскую национальную галерею Iziko в Кейптауне, где выставлены совместно 84 работы Пикассо и 29 африканских экспонатов, которые подобны тем, что собрал художник (его коллекция насчитывала более 100 предметов).