Маска народа Нунума | Архетип Ломбард

Маска народа Нунума

Маска народа Нунума

  • Вес: 1.333 кг
  • Страна: Буркина-Фасо, Западная Африка
  • Размеры: 51 х 17 см
  • Материал: Дерево, краска
0 ₽

19 600 ₽

   Буркина-Фасо – государство в Западной Африке. До августа 1984 года страна называлась Верхняя Вольта. Название означает «родина честных людей» (по другой версии перевода - «страна достойных людей»).
 
  В сложной физической среде Буркина-Фасо, которая почти лишена природных ресурсов, людям постоянно угрожают эндемические заболевания, частая и разрушительная засуха и голод. 
   В Буркина-Фасо паразитарные заболевания резко снижают способность людей к сопротивлению другим болезнях чаще, чем в более развитых странах Африки. В сложных природных условиях на помощь людям приходят духи. Духи защищают здоровье, обеспечивают успех в жизни, давая безопасность хрупкому миру. Маски воплощают духов, которые могут явиться к человеку в любом количестве и в любом виде. 
   В Буркина-Фасо у народов Нунума (Nunuma), Виниама (Winiama), Бва (Bwa) и Мосси (Mossi
) маски являются одними из самых поразительных африканских скульптурных творений.
   Маски в Буркина-Фасо в своих художественных формах воплощают сверхъестественные, невидимые и неизвестные силы. Иными словами, маски представляют духовных существ, которые одухотворяют и движут этот мир. Эти духовные существа невидимы и неприкасаемы. Но человек может чувствовать их присутствие в силах природы, которая пробуждается во время урагана в сезон дождей. 
   Маскированные танцоры во время представления не имеют права говорить, ведь духи не общаются посредством слова (это способность дана лишь человеку), а
только через движения и танец. Маски могут говорить через прорицателя, который бросает каури, убивает курицу или манипулирует любыми из десятка объектов, как методом общения с духами, выполняя их желания. Он в свою очередь может сделать им подношения пищей, чтобы накормить их, еще более укрепляя «дружбу» с потусторонним миром. 
   Маски, изображающие духов у народов Буркина-Фасо очень часто выступают в абстрактных формах. Они редко изображают человека (предка или вождя) живого или мертвого. Это сильно отличает их от масок из других африканских регионов, где антропоморфный предок является наипервейшим персонажем. 
Более реалистичными являются маски, изображающие многочисленных духов-животных. 
   Главной задачей той или иной маски является воздействие на духа, изображённого в ней. Именно силе этого духа маска обязана своим появлением. Чем нужнее тот или иной дух, тем больше масок, его олицетворяющих. И конечно больше всего масок связано с духами, помогающими человеку сохранить здоровье и продолжить род. Сложности со здоровьем или рождением детей приводят к появлению и использованию личных масок, которые затем часто передаются по наследству и уже являются родовыми духами-помощниками. 

   Самой примечательной особенностью практически всех масок из Буркина-Фасо является наличие на них геометрических узоров, обычно красного, белого и чёрного цветов. Геометрические узоры, вырезанные на масках, называют «шрамами» и они идентичны шрамам, которые носили и носят до сих пор мужчины и женщины в Буркина-Фасо. Эти узоры представляют собой систему знаков – правил нравственного поведения в жизни и обществе, «выработанных» тем или иным духом. Эти символы объясняются молодым мужчинам и женщинам во время инициации (посвящения во взрослую жизнь). Каждый из них имеет индивидуальный смысл. Второе, более глубокое значение символов (часто в сочетании с другими узорами) возможно понять только посвященному в тайные знания. Так жрец или резчик способны прочитать более глубокое послание, зашифрованное на маске, нежели простой деревенский житель.