Маска народа Нунума, Буркина-Фасо, Западная Африка | Архетип Ломбард

Маска народа Нунума, Буркина-Фасо, Западная Африка

Маска народа Нунума, Буркина-Фасо, Западная Африка

  • Вес: 1.393 кг
  • Страна: Буркина-Фасо, Западная Африка
  • Размеры: 60 х 24 см
  • Материал: дерево, пигмент
0 ₽

24 700 ₽

     Что касается стиля буркинийских масок, то системообразующий характер в этом плане имеет творчество группы пародов Гурунси, прежде всего Нуна и Нунума (а также Виниама, Лела, Сисала и др.), искусство которых является своего рода источником, откуда черпают и другие народы Буркина-Фасо. Стиль Гурунси практически полностью воспринят их западными соседями — народностями Бва и Само и в очень большой степени повлиял на внешний вид масок народов Бобо и Моей.
     Многие Гурунси формально исповедуют ислам, но сохранили и веру в своих старых богов. Они верят в верховного бога-создателя по имени Йи, чей алтарь находится всегда в центре деревни. Считается, что, создав мир и населив его людьми, животными и растениями, бог Йи удалился и оставил этот мир младшему брату (или сыну) духу Су. Маски Гурунси являются изображениями духа Су в его многих ипостасях-проявлениях в виде различных духов природы, причем самая старшая священная маска используется в качестве части его алтаря. Члены общины могут использовать могучий и устрашающий дух Су для того, чтобы принести пользу своему роду, семье или для того, чтобы защититься от тех, кто угрожает их благосостоянию. Су помогает людям, но в то же время требует, чтобы его последователи строго соблюдали соответствующие религиозные правила. Алтарь Су есть в каждой деревне, а алтарь поменьше в каждом клане или семье. В этих алтарях находятся проникнутые священной силой предметы, в том числе маски, которые позволяют людям контролировать силы природы. Таким образом, основа религиозных верований Гурунси - культ духов природы, которые дали людям законы и нормы, регулирующие поведение человека в обществе в морально-этическом плане. Обычно эти духи, как говорилось выше, воплощаются в масках, хотя иногда они могут быть связаны со скульптурными изображениями или другими предметами.
     Маски Гурунси являются в большинстве случаев зооморфными и представляют собой стилизованные изображения различных животных, птиц и насекомых (антилопа, гиена, буйвол, кабан, обезьяна, заяц, крокодил, змея, птица тукан, ястреб, петух, бабочка). Есть маски антропоморфного, а также смешанного типа, изображающие мифических зоо-антропоморфных существ. В этом случае типичной является форма маски с двумя центрами - личина с чертами человека и птицы или зверя, и надстройка в виде плоской доски с декоративными элементами в виде изогнутых клювов, крыльев или крючков, увенчанная человеческими фигурками, выполненными в реалистическом и даже натуралистическом стиле.
     Многие маски состоят из элементов нескольких существ, соединенных в общей композиции, например, у маски ястреба могут быть рога, у маски кабана - крылья, а у маски крокодила - птичий клюв. Считается, что в такой форме духи когда-то появлялись перед предками Гурунси.
    Маски украшены геометрическим орнаментом из концентрических кругов, треугольников, прямоугольников, ромбов белого, чёрного и красного цвета и подкрашиваются каждый год перед использованием. Этот орнамент - не просто узоры произвольного характера, он несет важную смысловую нагрузку и, по сути, является сформулированной в очень сжатом, зашифрованном виде записью различных этических и религиозных норм и правил поведения в обществе. Красители, которые наносятся на маски, имеют естественное происхождение и определенное символическое значение: чёрный цвет - символ возраста, мудрости, благосостояния, белый - юности, силы, красоты, а в другом контексте - болезни или смерти, красный цвет - символ расцвета, процветания и одновременно опасности и мира духов в целом. Маскарадные костюмы, закрывающие тело танцора, изготовляют из растительных волокон и окрашивают в яркие цвета.
     Как и в прошлом, часть масок, которые считаются священными, участвует в имеющих древнее происхождение ритуалах культа Су, направленных на очищение деревни от сил зла, вызов дождя, обеспечение плодородия почвы, предотвращение природных катаклизмов и т. д., а также в похоронных и поминальных обрядах в честь старейшин родов или семей и в обрядах по завершении периода инициации.
      Роль масок на похоронах умерших старейшин состоит в том, чтобы воздать почести покойным и проводить их души в мир предков.
      Каждые три, пять или семь лет в зависимости от конкретной местности или деревни организуются ритуалы инициации мальчиков в возрасте примерно десяти лет, в ходе которых их посвящают в секреты использования масок, тайный смысл и значение, а также объясняют необходимость и правила выполнения их обязанностей в качестве взрослых членов общества. Каждый клан проводит собственные обряды инициации под контролем старейшин. Во время инициации мальчики подвергаются физическим, моральным и интеллектуальным испытаниям. Они учатся понимать значение геометрической раскраски и функции каждой маски, имеющей определенное имя, связанное обычно с каким-то нравственным уроком, который объясняется старейшинами и подробно обсуждается с проходящими инициацию подростками. Главный смысл масок в этом контексте состоит в том, что в качестве воплощения моральной силы они контролируют и направляют морально-этическое поведение членов общества.