Маска народа Салампасу, Д.Р. Конго, Центральная Африка | Архетип Ломбард

Маска народа Салампасу

Маска народа Салампасу

  • Вес: 0.606 кг
  • Страна: Д.Р. Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 34 (74 со шнуром) х 20 см
  • Материал: дерево, металл, растительные волокна
0 ₽

41 500 ₽

 
Народ Салампасу, до сих пор проживающий на территории Демократической Республики Конго всегда считался народом «варварским и диким». Их соседи – Балунда, Балуба и Чокве откровенно побаивались Салампасу за их воинственный нрав, что позволило последним жить в некоторой относительной изоляции.

     Использование масок народом Салампасу до сих пор считается уникальным, так как ни один другой народ Центральной Африки не доверял маскам столько власти и силы. 
    Салампасу очеловечивают маски, считая их живыми существами – нечто схожее с мукиши – духом умершего предка, широко распространенное обращение к предметам, наделенным силой в Центральной и Западной Африке.
     У Салампасу есть три типа масок, соответственно представляющих тайные мужские общества - охотников, воинов и руководителей. Простейшие маски из дерева Салампасу именуют Mulandwa, что означает просто: «древесина». К простейшим маскам у Салампасу относятся маски охотников, которые легко могут быть определены по своеобразной «плетенке» из рафии (волокна пальмы), а также по головным уборам в форме конуса. Маски охотников плелись крючком из пальмовых волокон и передавались их владельцам обществом Idangani – своеобразной ассоциацией охотников Салампасу.
     Следующей по значимости шла маска типа Kasangu, представляющая собой воина Салампасу. Эту маску необходимо было еще заработать. Мало того, что воин выкладывал за маску круглую сумму тайному обществу Ibuku, которая распределялась между его членами. Он обязательно должен был убить врага в сражении или тайно в лесу. Как правило, маски типа Kasangu были выполнены из дерева и окрашены в два варианта раскраски: белый - коричневый - темный или белый - красный - темный цвета.
     Маски народа Салампасу были неотъемлемой частью общества воинов, основная задача которого состояла в том, чтобы защитить этот небольшой анклав от вторжений соседних королевств. 
     Мальчики Салампасу были с детства приобщены к обществу воинов, посредством лагерей для инициации, в которых их готовили к взрослой жизни (и ко всему прочему проводили обряд обрезания и подпиливания зубов). Именно здесь, в лагерях инициации, начиналось продвижение воинов Салампасу по социальной лестнице, именно здесь последние получали доступ к иерархии масок. Зарабатывая право носить ту или иную маску, посредством выполнения определенных дел для общества воинов и материальных выплат, мужчина Салампасу приобретал особые тайные знания, связанное с нею.
     Получив маску охотника (Mulandwa), а затем маску воина (Kasangu), Салампасу мог претендовать на маску, позволяющую ему войти в клан руководителей. Такую маску, именуемую Mukinka, мог получить далеко не каждый. Отличительной особенностью масок Mukinka является наличие медных (а иногда алюминиевых) пластин. Медь была редким материалом, и уже одно обладание ею подтверждало высокий статус владельца маски, а значит и его власть над людьми. 
   Маски народа Салампасу обладают сходными стилистическими особенностями. Как правило, почти все они демонстрируют выпуклый лоб, треугольный выступающий нос, узкие миндалевидные или прямоугольные расщелины глаз, а также прямоугольный рот, пугающий рядом треугольных острых зубов. Острые резкие зубы на маске отражают обычай подпиливания зубов, который был частью процесса инициирования, как для мальчиков, так и для девочек. Обычай подпиливания зубов целью своей имел укрепление дисциплины и повиновения среди подростков. 
    Многие маски народа Салампасу покрыты ротанговыми сферами или сплетенной в шары рафией. Эти сферы, как утверждается специалистами, являются стилизованными головными уборами, разработанными для смягчения ударов врагов во время боя.
     И сегодня маски Салампасу из Демократической Республики Конго внушают уважение и трепет. А ведь были времена, когда наиболее суровые личины этого народа вызывали такой ужас, что женщины и дети, заслышав имя маски, бежали из деревни, боясь умереть на месте. 
     Но маска у Салампасу не существовала отдельно от костюма. Составленный из шкур, перьев, и волокон пальмы, он был так же важен, как сама маска. Считалось, что сакральный дух живет в нем.
     Маски Салампасу используются в обрядах этого народа до сих пор, и, прежде всего, во время обряда мужского обрезания.