Маска народности Бауле

Маска народности Бауле

  • Вес: 2.061 кг
  • Страна: Кот-Д'ивуар, Западная Африка
  • Размеры: 50 х 20 см
  • Материал: дерево, краска, текстиль
0 ₽

15 200 ₽

     Среди народов центрального Кот-д’Ивуара важный вклад в развитие деревянной пластики кроме гуро и яуре внесли также бауле, считающиеся одним из самых одаренных африканских этносов в плане создания высокохудожественных произведений скульптуры.
      Ранее бауле (численность около 1 млн человек) вместе с крупнейшим народом Ганы - ашанти составляли единый социально-политический организм. Однако в XVIII в. под воздействием различных факторов бауле отделились от ашанти и переместились на запад в междуречье Нзи и Белой Бандамы. Район саванн, куда прибыли бауле, был заселен земледельцами гуро и сенуфо, которые впоследствии стали их западными и северными соседями. Вместе с хозяйственными формами, соответствующими новому экономическому укладу, бауле восприняли от своих соседей и некоторые аспекты художественной культуры, в частности, традицию использования масок, а также технику художественной обработки дерева.
     В то же время бауле принесли с собой развитую систему религиозных представлений, богатую мифологию, а также навыки художественного литья и чеканки металла.
    Несмотря на то, что изготовление деревянной скульптуры было освоено ими в сравнительно позднее время, именно ей бауле обязаны своей репутацией талантливых мастеров. В частности, их маски, отличающиеся ювелирной отделкой деталей и тщательной обработкой фактуры, высоко ценятся коллекционерами, возможно, и потому, что стиль бауле в большой степени соответствует традиционным европейским представлениям о красоте.
    В техническом плане этот стиль определяется усвоенными в прошлом навыками художественной обработки металла - материала, требующего большего профессионализма, нежели резьба по дереву. Приёмы моделировки, чеканки и полировки металла, приложенные к более податливому материалу - дереву, позволили достичь той степени технического совершенства, которая сделала скульптуру бауле образцом, достойным подражания даже в глазах соседних племен, у которых они ее переняли. Что же касается формальной структуры произведений, то здесь явно обнаруживаются элементы, заимствованные у гуро, яуре, сенуфо и других соседей и стилизованные на свой лад.
     Стиль деревянной скульптуры бауле в целом и масок в частности является сплавом двух направлений, которые можно определить условно как экспрессионизм и идеализированный натурализм.
     Бауле изготавливают широкий набор как антропоморфных, так и зооморфных масок. Их антропоморфные маски, как считается, нередко отражают черты реально существовавших людей - наиболее красивых девушек и самых храбрых воинов племени. Они почти всегда достаточно реалистичны, эмоционально выразительны и художественно совершенны.
    В антропоморфных изображениях - масках «до» и «мбло», выполняющих развлекательную функцию, но первоначально связанных с культом предков, и ритуальных масках «кпван» из «семьи» Голи находит свое воплощение натуралистическая тенденция. Эти маски-личины обычно имеют овальную форму, сложную, подчас даже вычурную прическу, открытый выпуклый лоб с крутыми дугами бровей, полузакрытые сферические глаза, тонкий прямой нос, несколько выдвинутый вперед маленький рот и небольшой подбородок, иногда, в мужских масках, с короткой веерообразной или остроконечной бородкой. Некоторые из них увенчаны фигурками птиц и животных. Эти маски часто окрашены в красный цвет, считающийся у бауле цветом жизни, силы и обновления.
     Маски портретного типа отличаются гармоничной композицией черт, отражающих эстетические вкусы традиционного общества бауле. В прошлом маски «до» считались вместилищем духов предков конкретного лица - хозяина маски, из поколения в поколение хранились в семье и использовались в церемониях культа предков, направленных на то, чтобы получить их благословение и помощь в жизненных делах.
     Существуют также сдвоенные маски этого стиля. Среди бауле рождение близнецов является счастливым событием, которое празднуется в ходе специальной церемонии, и в связи с этим иногда изготовляют двойные маски. Обычно эти маски представляют собой два симметрично расположенных, тщательно выполненных лица, которые различаются только декоративными элементами. Чаще это лица одного и того же пола, в противном же случае они могут быть раскрашены в различные цвета: мужское в черный, а женское в красный.
      В антропоморфных масках используется орнаментальная символика, в частности, зигзагообразная линия вокруг лица, символизирующая воду как источник жизни, а также диски и спирали - символы души, солнца, луны и т.д.
Считается, что портретные маски символизируют живительное, животворящее дыхание верховного бога Алуруа-отца небесного божества Ньямье и богини подземного мира Ассийе, чей союз породил все одушевленные существа.