Маска Ньяу Гвампини народа Чева

Маска Ньяу Гвампини народа Чева

  • Вес: 0.313 кг
  • Страна: Малави/Мозамбик, Восточная Африка
  • Размеры: 23 х 15,5 см
  • Материал: Дерево, краска
0 ₽

15 400 ₽

   Ньяу — тайный культ народа Чева. Его члены проводят ритуальные танцы с масками, призванные поддерживать связь с миром умерших. У каждой маски свой смысл. Устрашающие ньяу Гвампини являются проводниками гнева предков.
   О ньяу - танцорах в масках, одержимых духами животных и мертвых - говорить в Африке запрещено. Несмотря на то, что жители мозамбикских деревень прекрасно знают об этом тайном культе народа чева, они молчат о нем под страхом смерти.
   Чева — народ, относящийся к банту (общее название племен, обитающих в центральной и южной Африке) - славится своими дикими танцами в масках, которые исполняют ньяу - тайное общество или духовный культ. Во время государственных праздников, юбилеев и похорон члены братства ньяу традиционно танцуют Гуле Вамкулу, что означает "Великий танец".
   Они прячутся на кладбищах. Надевают страшные маски и странные одежды. Под покровом темноты выходят из зарослей на дорогу в образах диких зверей. Когда кто-то умирает, они танцуют. Жители мозамбикских деревень знают, кто такие ньяу, но не говорят.
   Неизвестно, когда и откуда пришли ньяу, но тысячу лет назад они уже существовали в Юго-Восточной Африке: на территории нынешних Мозамбика, Малави, Зимбабве и Замбии. Христианские миссионеры так и не смогли докопаться до истоков и сути этого культа, распространенного среди народа чева. В первую очередь потому, что разглашение секретов тайного братства всегда каралось страшным наказанием, вплоть до смерти. В каждом селе действует своя группа ньяу, как часть большой сети. Слово обозначает одновременно и сообщество, и его членов, и всю систему их религиозных верований и ритуалов, включая танцы и маски.
Чева верят в бога Чауту, который создал все живое и когда-то жил на земле вместе с людьми и животными пока люди не научились разводить огонь и нарушили естественный порядок на Земле. После этого все животные в страхе бежали от людей и стали дикими, а бог разгневался и вернулся на небо, оставив всех на произвол судьбы.
   Чева также верят в присутствие бога в повседневной жизни, буквально во всем.
   Как раз эта связь бога, духов и людей символически представлена в танце Гуле Вамкулу.
   Сам танец Гуле Вамкулу очень сложен. Под бой барабанов ньяу, одетые в мешковатые одежды, кружатся, исполняя немыслимые пируэты и поднимая пыль. При этом они часто издают животные звуки. Зачастую перед танцем все исполнители покрывают свое тело почвой.

   А еще Чева верят в то, что духи предков живее всех живых, их надо не просто почитать, а ублажать. И если духи предков будут довольны, они замолвят словечко за живых богу Чауте, и тогда он вспомнит о людях и пошлёт им дождь, урожай и плодовитость. Связь между двумя мирами — живых и умерших — способны осуществить только ньяу. И делают они это при помощи Великого танца — Гуле Вамкулу.
   Великий танец, или, как его еще называют, Великая молитва предков, исполняется в дни похорон важных представителей общины, на поминках, при посвящении новых членов братства, после сбора урожая и перед сезоном дождей. Гуле Вамкулу — именно под таким названием тайный культ и церемонии ньяу были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2008 году. Кроме Великого танца есть и «обычные», которые исполняются ньяу по выходным в течение всего года на деревенских площадях.
   Ньяу Акакаиро изображают духов умерших злых людей, которые возвращаются в мир живых, чтобы причинять им вред. Ходят почти голыми, в набедренных повязках, с мешками, тряпками или масками на головах. Местные жители очень их боятся, полицией было зафиксировано несколько случаев, когда ньяу Акакаиро нападали на людей и избивали их.
   Ньяу Малия (или Мария) — маска, изображающая дух женского рода, который Чева обычно ассоциируют с женой старейшины деревни. В последние несколько десятилетий христианские миссионеры, проповедуя свою религию местному населению, используют этот образ как аналогию с Девой Марией.
  Считается, что во время Гуле Вамкулу ньяу одержимы духами масок - духами животных, которые называют nyama, а также духами умерших предков - mizimu. Хотя никто не знает личности танцоров, известно, что культ не принимает детей до десяти лет, а церемония посвящения нового члена ньяу обычно проводится глубокой ночью на кладбище, куда суеверные жители боятся приходить даже днём.
   Используя сложную систему, основанную на секретных паролях и жестах, о которых ничего не известно непосвященным, ньяу яростно блюдут тайну личности и свои традиции. Новичков, которые присоединяются к культу, с первых дней избивают, чтобы научить дисциплине и покорности.
   Ньяу также занимают уникальное положение в местном обществе. В некоторых деревнях Чева культисты ньяу могут даже совершать самосуд и убивать людей. При этом официальным властям ничего не рассказывают, поскольку боятся членов культа. Любой из местной общины может «заказать» своего врага ньяу. Убийцу даже никто не будет разыскивать, поскольку того, кем являются в реальной жизни окультисты, никто не знает. Любой человек может быть ньяу - зачастую даже жены не знают, что их мужья состоят в культе. И никогда не узнают, поскольку ньяу тщательно хранят свои тайны в течение многих сотен лет.
   «Не плачь, мать, о своем сыне, потому что он никогда уже не будет таким, каким ты его знала.
   Твой сын возмужал и теперь идет по пути великих отцов», — поют женщины деревни на церемонии посвящения.

   Бьют барабаны, и танцоры в деревянных масках и костюмах из разноцветного тряпья и распущенной мешковины вертятся в разные стороны, совершая сложные пируэты, подбрасывая в воздух пыль и издавая животные звуки. У каждого ньяу свое обличье. Вариантов масок множество, и все они имеют свои названия и смысл. Кроме духов предков — добрых и злых — маски и костюмы могут изображать различные типы человеческих страстей и немощей: тщеславие, бесплодие, эпилепсию, глупость, жадность, похоть...
   Маски могут быть деревянными, с украшенными перьями сетями, или плетёными, напоминающими животных и покрывающих всё тело.

   Особую роль в ритуалах ньяу играют создаваемые ими фигуры животных, внутрь которых обычно помещаются несколько человек. Это может быть слон, жираф, единорог или питон. Согласно верованиям Чева к умирающему является одно из таких животных и забирает его в долину смерти. Надев на себя плетёные конструкции, ньяу танцуют, изображая духов этих животных.
   Звероподобные «корзины» изготавливаются в тайном месте, где-нибудь в зарослях под большим деревом, часто на кладбище.
   Непосвященные не должны видеть процесс и знать, как устроено ньяу-животное, танцующее Гуле Вамкулу.
   Потому-то оно и выходит на дорогу только под покровом тьмы. Великий танец обычно длится три ночи, а в течение дня ньяу в костюмах могут разгуливать по деревне, пугая местных жителей.
   В некоторых интерпретациях духовности чева, это Mbona, божество дождя, часто принимает форму змеи и обращается через свою жену Салиму. Иногда ужасные лесные создания играют с детьми и поют с женщинами — все зависит от того, какого духа или какой характер они изображают. Но ньяу могут быть и весьма агрессивными. Так они пытаются донести до людей гнев предков, которых те недостаточно почитают. Существует и много просто злых духов, встреча с которыми, как и с духами диких зверей вроде льва, не сулит ничего хорошего. Поэтому мальчишки Чева боятся ходить по лесным дорогам. Любой непосвященный, независимо от возраста, рискует быть избитым, если наткнется на существо в злой маске.

   Самый страшный из всех ньяу — это Гуле Гвампини, который опять же, может убивать. «Помню, как однажды, когда долго не было дождя, кто-то из деревни пришел к старейшинам ньяу и заплатил им деньги, чтобы они послали Гвампини убить плохого человека, из-за которого стояла засуха, — рассказывает Офис - работник школы в деревне Манже и по совместительству член братства. — Около 40 ньяу пришли в деревню, разорили дом этого человека, а самого его убили. Полиция? Что она может сделать? Если слон или змея убьют человека, их же в тюрьму не посадишь? Так и ньяу. Когда в Гуле входит дух маски, он уже не человек, он становится зиломбо — зверем. К тому же никто не знает, кто ньяу, а кто нет. Это может быть ваш сын или брат. А может, тот полицейский, что допрашивает свидетелей, сам вчера обмазался грязью, надел рогатую маску и убил плохого человека. Почему плохого? Так ведь не было дождя долго, а как его убили, так дождь и пошел. Вот тебе и доказательство».
   Ритуальные убийства сейчас практикуются все реже и лишь в самых удаленных общинах. Но среди полицейских и учителей действительно встречаются ньяу. В рабочее время они отдают долг государству, а в выходные становятся «дикими зверями» и проводят ночи напролет в танцах, сбрасывая напряжение трудной недели, вздымая к небу столбы пыли и взывая к предкам, а через них к богу Чауте, чтобы тот сменил гнев на милость и вернулся на землю. Или хотя бы послал людям дождь.