Маска переходного стиля народов Дан-Ве-Бете, Кот-Д'ивуар/Либерия, Западная Африка. | Архетип Ломбард

Маска переходного стиля народов Дан-Ве-Бете

Маска переходного стиля народов Дан-Ве-Бете

  • Вес: 1.067 кг
  • Страна: Кот-Д'ивуар/Либерия, Западная Африка
  • Размеры: 35 х 20 см. Вес: 1067
  • Материал: Дерево, металл, текстиль
0 ₽

74 500 ₽

   Маски дан-ве весьма разнообразны не только по функциям, но и по внешнему виду, причём в своих наиболее типичных проявлениях стили дан и ве прямо противоположны друг другу. Классические маски дан - это стилизованное человеческое лицо овальной формы и правильных пропорций с умиротворенно-спокойным выражением и мягкими чертами: высокий, слегка выпуклый лоб, четко очерченный приоткрытый рот, нос правильной формы с тонко обрисованными ноздрями.
   Типичная же маска ве - это в высшей степени экспрессивное, с элементами гротеска изображение мифического существа фантастического вида со смешанными антропо- и зооморфными чертами - выдающиеся вперед глаза в форме трубок или цилиндров, широко раскрытый рот с большими зубами и огромными, вздутыми губами, наличие зооморфных элементов типа рогов, клыков, бивней. Силуэт маски часто прямоуголен, а отдельные детали лица - глаза, нос, лоб, скулы, рот - могут быть повторены несколько раз.
   Таковы схематично полярные варианты стилей дан и ве: идеализированного реализма «классического» северного стиля дан и гротескного стиля ве.
   Однако эти два типа тесно связаны друг с другом большим количеством масок переходных стилей, причем однотипные маски могут производиться в разных, практически всех племенах, относящихся к группе дан-ве. Между крайними стилистическими вариантами в искусстве дан и ве существует широкий промежуточный спектр форм, образующих плавный переход от классицизма к экспрессионизму. Уже маски южных дан утрачивают реалистический характер и приобретают некоторые черты, свойственные искусству ве. Вместе с тем у народности гере имеются типы масок, приближающихся к реалистическим формам северных дан (правильный овал лица, умеренно стилизованные формы рта, носа, глаз). Эволюция стилей прослеживается в масках и иных местных народностей - коно, мано, вобе, гребо, бете и других, и в целом искусство этого региона представляет собой своего рода стилистический синтез. При этом постоянное сочетание в различных пропорциях идеализированно-реалистических и экспрессивно-гротескных элементов в произведениях обоих художественных центров комплекса дан-ве затрудняет определение происхождения конкретных масок, тем более что даже северные дан, представители наиболее классического стиля, могут делать маски, весьма сходные с произведениями их соседей ве или гере, и наоборот.
   К художественному комплексу дан-ве, как уже говорилось, примыкают маски народности бете. В то же время произведения бете, живущих ближе к центру Кот-д’Ивуара, иногда рассматриваются как относящиеся к отдельной художественной школе, в чем-то близкой к стилю гуро-бауле. Бете (около 150 тыс. человек) населяют лесистый юго-запад центральной части страны и традиционно занимаются охотой и земледелием. По своим функциям и формам использования маски бете принципиально не отличаются от масок народностей, составляющих группу ве. Маски бете могут быть столь же экспрессивными, как и маски вобе, гере, ниабва, но они отличаются более округлыми, сглаженными формами, хотя тоже обычно изображают духов предков в виде мифических существ фантастического вида.