Маска первопердка народа Догон, Мали, Западная Африка | Архетип Ломбард

Маска первопердка народа Догон

Маска первопердка народа Догон

  • Вес: 1.031 кг
  • Страна: Мали, Западная Африка
  • Размеры: 50 х 19,5 см
  • Материал: дерево
0 ₽

15 700 ₽

      В республике Мали на плато Бандиагара живёт небольшое племя земледельцев. Сами себя они называют – Дого. Миру же они известны как племя Догонов. Небольшой по численности народ делится на несколько обособленных племён: дионы, оно, ару и домно. В состав расположенных на западе Судана государств догоны вошли более 500 лет назад, однако присущую им самобытность и обособленность своей культуры они сохранили и по сей день. Несмотря на засилье различных культур и религиозных направлений, Догоны смогли противостоять и колониальному обращению в христианство и всеобщей исламизации.
     Причиной такой обособленности народа в большей мере является территориальная изолированность племён. Первые официальные сведения о Догонах появились в научных кругах в 30-х годах прошлого века. С тех пор коренные жители Бандиагары сделали несколько нерешительных шагов навстречу цивилизованному обществу. Однако свои устои и традиции догоны тщательнейшим образом хранят от посторонних вмешательств.
      Не имея даже зачатков собственной письменности, Догоны удивительным образом научились выражать свои мысли с помощью рисунков и скульптур. Местные обряды и ритуалы проводятся с использованием особых масок, которые были признаны учёными как уникальные этнические атрибуты. Маски Догонов символизируют врата в потусторонний мир, через которые души умерших соплеменников способны проникать в мир живых.
     В мифологии Догонов нет единого чётко очерченного образа героя-цивилизатора. Его функции распределены между несколькими фигурами двух категорий: первопредков и богов. В мифах догонов фигурируют, главным образом, четыре главных персонажа: Амма, Номмо, Лэбэ и Йуругу, которые представляют собой объекты культа вплоть до нашего времени. 
      Амма почитается в культе предков. К нему обращаются с молитвами, ему приносят жертвы. Воплощением Аммы считается старейшина-патриарх. Амма занимает в мире божеств то же место, которое занимает старейшина в мире людей. Смысл связанных с культом Аммы обрядов заключается в передаче от умерших живым сверхъестественной силы — ньяма. 

      Номмо представляет собой объект культа бину — тотемических предков, который поддерживается особыми жрецами. Кроме того, ритуальное почитание водной стихии, олицетворяемой в образе Номмо, выражается повседневно различными обрядами — от жертвоприношений до магии вызывания дождя. 
Культ Лэбэ до сих пор занимает важное место в жизни догонов. Это почитание земли, её плодоносящего начала, олицетворенного в образе умирающей осенью и воскресающей весной растительности. Одновременно это и культ животворящего солнца и огня. Воплощением Лэбэ и вместилищем его силы ньяма считается огон — жрец и глава догонов. 

      Что касается лиса Йуругу, то хотя специального культа, посвященного ему, не существует, однако он считается главой тайного общества масок, но прежде всего — он покровитель гадания и прорицания, с ним связан и особый вид ворожбы по лисьим следам, излюбленный у догонов и играющий большую роль в их быту.
Мифы входят составной частью в ритуалы всех культов Догонов. Мифы составляют основное содержание церемоний инициаций, знание мифов достигается постепенно во время посвящения. Мифические сказания передаются на языке сиги со речитативом. 
     Как ни консервативен был ещё недавно общественный строй Догонов, многие их традиции и обряды, в том числе и религиозные, подверглись серьезной десакрализации либо полному забвению. Это, конечно, коснулось и их мифологии, особенно за последние десятилетия. Однако основные их мифы и поныне сохраняют свое ритуальное значение.