Маска тайного общества Геледе народа Йоруба | Архетип Ломбард

Маска тайного общества Геледе народа Йоруба

Маска тайного общества Геледе народа Йоруба

  • Вес: 0.882 кг
  • Страна: Нигерия, Западная Африка
  • Размеры: 29 х 18 (глубина 22) см
  • Материал: дерево, краска
0 ₽

20 400 ₽

     Геледе – одно из могущественных тайных обществ Йоруба в Экваториальной Африке, членами которого являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина – ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя. В далеком прошлом целью ритуальных церемоний геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам – «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи.
     Цель танцев Геледе — «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры — мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,— говорят они,— просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей",
колдуний. Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового».
     Общество Геледе и все связанные с ним ритуальные церемонии – это отдаленные пережитки матриархата, выражение и осознание чувства «вины», которое испытывают мужчины при переходе от материнского к отцовскому роду. Это своего рода «компенсация», которую мужчины «платят» женщинам за утраченное могущество, утраченное социальное и даже политическое положение.
     Созданию масок у народа Йоруба в старые времена предшествовал комплекс сложных магических обрядов и церемоний, начиная от выбора подходящего дерева и кончая освящением законченного произведения. 
     Можно с большой долей уверенности утверждать, что в ритуалах, связанных с процессом создания скульптуры, тесно переплетались древние традиционные верования, а также трудовые навыки и большой опыт, выработанные и накопленные в течение многих веков практической деятельности.
     Яркий пример тому – обычай вырезать любую скульптуру (маска является частью скульптуры Йоруба) только из свежесрубленного и еще не просушенного дерева, который никогда не нарушался африканскими резчиками. Это требование диктовалось анимистическими представлениями, которые, правда, уже в XIX веке существовали как пережиток. Считалось, что в противном случае в дереве не сохранится его «жизненный дух». Вместе с тем весь предшествующий опыт доказывал, что резать только что срезанное дерево гораздо легче, чем высушенное и затвердевшее.