Маска эхаро (eharo), народ Элема, регион залива Папуа, Папуа-Новая Гвинея | Архетип Ломбард

Маска эхаро (eharo), народ Элема, регион залива Папуа

Маска эхаро (eharo), народ Элема, регион залива Папуа

  • Вес: 0.721 кг
  • Страна: Папуа-Новая Гвинея
  • Размеры: 50 х 26 см
  • Материал: Кора пальмы, дерево, растительные волокна, пигмент
0 ₽

62 800 ₽

   Народ Элема в восточной части залива Папуа ранее практиковал сложный цикл маскарадных ритуалов, сосредоточенных на посещении опасных водных духов, известных как «ма хевехе» («ma hevehe»). Многочисленные ритуалы этого цикла (для завершения которых могло потребоваться до двадцати лет) включали использование двух основных типов масок, которые были сделаны из материи древесной коры, натянутой на каркас из тростника и ярко окрашивались. Это были хевехе (hevehe) - огромные овальные маски высотой до шести метров, которые появлялись в кульминационный момент цикла, и эхаро (eharo) - меньшие по размеру, более нерелигиозные, комические маски, использовавшиеся в двух церемониях, предшествовавших окончательному появлению хевехе. Маски хевехе были в высшей степени священными предметами, их устрашающая природа и конструкция окружены торжественностью и секретностью. Напротив, маски эхаро описывались Элема как «maea morava eharu» (вещи радости), чья внешность, хотя и была неотъемлемой частью ритуального цикла, предназначалась для того, чтобы радовать и развлекать зрителей.
   Термин «eharo», буквально означающий «танцевальная голова» или «танцевальная маска», - отражает более повседневный и светский характер масок и их конструкции. Могущественную хевехе могли создать только посвящённые мужчины, которые платили за эту привилегию, а женщинам и детям говорили, что маски имеют скорее сверхъестественное, чем человеческое происхождение. Напротив, любой человек мог сделать эхаро, и не было никакого притворства в том, что маски были чем-то иным, чем изготовленными предметами. Формы эхаро сильно различались. Большинство изображали aulari (aulari) - духов и тотемных существ, связанных с индивидуальными кланами. Они часто принимали форму конических масок с человеческими лицами, увенчанными изображениями тотемных существ, таких как птицы, рыбы, насекомые, собаки, медузы и даже деревья и грибы. Другие эхаро, включая, возможно, настоящее произведение, изображали духов и персонажей, взятых из местной устной традиции. После контакта с Западом некоторые эхаро также демонстрировали и импортные объекты, такие как фонари, чайники и парусные корабли.
   Маски эхаро появлялись дважды в течение ритуального цикла, сначала на церемонии, отмечающей строительство высокой двери на фасаде мужского церемониального дома – эраво (eravo), из которой в конечном итоге вырывался неистовый хевехе, и ещё раз (в гораздо меньшем количестве и часто годы спустя), как раз перед появлением хевехе из эраво.
   Чтобы отпраздновать строительство новой двери, танцоры эхаро в сопровождении сотен других посетителей прибывали для выступления перед эраво. Танцоры дважды посещали эраво: утром и днём. Когда толпа танцоров в масках и собравшихся гостей из других деревень двигались вдоль берега, на них наступали женщины деревни, которые инсценировали нападение на толпу. Во время нападения женщины бросали в ряженых кокосовые орехи, чтобы нейтрализовать их чарующую силу, которая в противном случае могла оказаться непреодолимой. После непродолжительной контратаки женщин мужчины в эхаро начинали танцевать всерьёз, поодиночке или парами, окружённые оживлённой свитой своих жен, матерей и дочерей. Атмосфера легкомыслия и юмора одерживала верх, и танцы часто были шумными и непристойными, исполнители пародировали распутные похождения легендарных личностей, пугали детей или манипулировали статуэтками животных, чтобы имитировать движения тотемных существ, часто с большим реализмом.
   В конце празднества несколько масок эхаро доставлялись в эраво, где они и оставались. Однако многие маски возвращались приглашёнными танцорами. Позднее небольшое число танцоров эхаро вновь появилось в качестве прелюдии к кульминационному появлению хевехе. Когда завершался последний обряд, маски хевехе и эхаро сжигались, и цикл начинался заново.
   Больше не практикуемый сегодня, цикл хевехе в основном прекратился к началу 1950-х годов.