Маска церемониального костюма дет (det), народ Асмат, Папуа-Новая Гвинея | Архетип Ломбард

Маска церемониального костюма дет (det), народ Асмат

Маска церемониального костюма дет (det), народ Асмат

  • Вес: 0.444 кг
  • Страна: Папуа-Новая Гвинея
  • Размеры: 83 х 27 см
  • Материал: Растительные волокна, бивни кабана
0 ₽

23 500 ₽

   Духи недавно умерших, ндат (ndat) лежат в основе религии народа Асмат и являются центральной темой их искусства. Они представлены не только как статичные изображения предков, вырезанные из дерева, но и в более анимированных формах. Почти все подгруппы Асматов справляют маскарадные торжества, последовательные ритуалы, в кульминации которых мёртвые, воплощённые участниками церемонии в драматических полноразмерных волокнистых масках (покрывающих всё тело) с шелестящими юбками из саговых листьев, выходят из леса в гости к живым. Этот праздник масок известен как «Ипай покумбу» (Yipai pokumbu или Jipae), а маски духов - как «дет» («det»). Хотя торжественные представления масок почти прекратились в начале 1960-х годов, церемония была возрождена в начале 1980-х годов и продолжается по сей день. Детали обрядов варьируются от места к месту. Однако все праздники масок Асматов имеют общую цель - ненадолго приветствовать духов умерших в общине для пира и празднования, после чего, с помощью убеждения или силы, духи должны навсегда покинуть мир живых и отправиться в сафан (safan), царство предков.
   В космологии Асматов, когда человек умирает, его дух обычно входит в состояние неопределенности, населяя промежуточную область между человеческим миром и сафаном. В течение этого времени беспокойный дух пребывает рядом с общиной, потенциально вызывая несчастья или болезни, до тех пор, пока действия живых не позволят ему отправиться в сафан. Наряду с другими обрядами, такими как «бис» («bis») и, ранее, отмщение за смерть индивидуума через отрубание головы врага, Ипай покумбу служит средством освобождения задержавшегося ндат и восстановления счастья духов и гармонии сообщества. Каждые несколько лет, после того как в деревне умирает несколько человек, старейшины мужского пола собираются и решают устроить Ипай покумбу.
   Торжество включает в себя два типа масок, которые тайно изготавливаются мужчинами в мужском церемониальном доме (yeu). Первая - одиночная коническая плетёная маска, изображающая легендарного сироту, который, голодая без родителей, придумал маску, чтобы пугать женщин и красть их еду. Второй тип - это большая сплетённая из волокон маска для тела, представляющая мёртвого человека.
   Требующие месяцы для завершения, маски для тела изготавливаются плетением (техника плетения похожа на вязание крючком). Когда основная часть маски завершена, её подол и часто рукава украшаются шелестящими юбками и бахромой из саговых листьев. В некоторых случаях черты лица на маске компонуются из отдельно вырезанных деревянных элементов, прикреплённых к маске с помощью отрезков волокна.
   Каждая маска представляет определённого предка, чьё имя она носит, и обычно её носит близкий родственник-мужчина умершего. Решение носить маску духа не принимается легкомысленно, поскольку после церемонии ожидается, что носитель официально примет на себя привилегии и обязанности умершего, включая уход за любыми детьми, осиротевшими после его или её смерти.
   Когда все маски готовы, начинается заключительный этап торжества. Первым появляется участник в конической маске сироты и танцует по деревне, весело подпрыгивая, пока дети забрасывают его пальмовой шелухой и листьями - беззаботная прелюдия к более официальному прибытию мёртвых, которые обычно появляются на следующий день, иногда в компании маски сироты.
   Участники в масках, изображающие мёртвых, выходят из леса на краю деревни, где их любезно приветствуют родственники и совершают экскурсию по деревне, где им дают еду с гостеприимством. В некоторых деревнях каждого предка сопровождают в его или её прежнее жилище, где живые члены семьи предлагают пищу и расспрашивают умершего о жизни в мире духов.
   В конце концов духи, сопровождаемые всей общиной, переходят в область перед церемониальным мужским домом, где все танцуют, мёртвые и живые смешиваются вместе в живом представлении, которое продолжается в ночи.
   В некоторых деревнях члены общины, не связанные с мёртвыми, вовлекают их в притворные сражения и загоняют в лес, откуда они возвращаются, чтобы продолжить празднование. На следующее утро мертвецы, умиротворённые праздником и развлечениями или напуганные перспективой дальнейшего насилия, отправляются в сафан, а фигуры в масках исчезают в лесу или входят в дом мужчин.
   По окончании обрядов танцевальные костюмы разбираются. Юбки из листьев и бахрома сжигаются, но вязанные маски, пропитанные силой предков, часто хранятся в мужском доме и повторно используются в будущих церемониях. Маски также могут быть выложены у корней баньяновых деревьев или саговых пальм, где они медленно гниют и своей плодородной силой укрепляют священные деревья.