Маска Мамби театра Но

Маска Мамби театра Но

  • Вес: 0.377 кг
  • Страна: Япония
  • Размеры: 20 х 13 см
  • Материал: Керамика, сухой лак
0 ₽

11 500 ₽

   Актёр театра Но подчинён маске, работает на неё, ибо в ней целиком сконцентрировано внутреннее состояние персонажа. Самая трудная задача актера – оживить застывшее лицо маски, придать ей необходимое по тексту выражение. Особенно сложны в этом отношении женские роли. На женских масках запечатлена неопределенность эмоции, «полувыражение»... Неопределенность маски приобретает конкретность в результате умелого изменения ракурсов маски, вследствие чего меняется ее освещение. При опускании головы на маску ложатся тени, что придает ей печальное или задумчивое выражение. Когда актер высоко держит голову, маска освящена целиком, и это создает впечатление радостного или счастливого лица, иногда даже ликующего».
   Среди женских масок, выделяется «коомотэ» 小面 - маски милой невинной молодой девушки. Считается, что создание масок начинается с коомотэ и заканчивается коомотэ, поскольку этот образ – идеал совершенной женской красоты, именно эта маска передает суть женской красоты.
   Также существует женская маска «мамби» 万媚 - «суперкокетство» или дословно «десять тысяч, то есть бесчисленное множество кокетства». Некоторый беспорядок в линии волос считается её отличительной особенностью. В этом лице больше обольстительности, чем в других масках юных красавиц. Глаза этой маски больше, чем коомотэ, верхняя губа имеет более чёткий контур – признак кокетства. Данная маска часто используется для роли гейши.
   На заметку: обратите внимание на чёрные зубы этого прекрасного персонажа. Охагуро (дословно с японского - «чёрные зубы») — японская традиция чернения зубов. Точное время возникновения традиции неизвестно, хотя ещё в древности японцы красили зубы соком трав и плодов, однако использование железа для этой цели японцам показали на материке. Традиция Охагуро существовала ещё сравнительно недавно, вплоть до конца периода Мэйдзи (начало XX в.).
Эта традиция пришла с материка, видимо, с Корейского полуострова. Изначально обычай касался только девочек, но, начиная с XI в. (эпоха Хэйан), обычай распространился среди мужчин придворной аристократии. Самураи презирали этот стиль, но среди представителей дома Тайра было принято следовать такому обряду. 
   Охагуро – важная форма культурной истории Японии. Чернение зубов в Японии имеет множество причин и затрагивает многие факторы. Во-первых, в азиатских культурах огромное символическое значение всегда имел цвет. Согласно буддизму, который оказал серьезное влияние на развитие японской истории, культуры, философии, черный – «неподвижный» цвет, он никогда не изменяется и не может быть закрашен другим цветом. Таким образом, чёрный цвет представляет постоянную силу и достоинство благодаря своему визуальному восприятию.
   В эпоху Хэйан (794 - 1185 гг.) чернота лака стала считаться красивой и утончённой, однако у неё было и утилитарное назначение: лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми. Чернение зубов среди мужчин в эпоху Хэйан олицетворяло неприкосновенную лояльность и служило доказательством того, что аристократ не служит двум господам одновременно.
   Охагуро было довольно распространенной традицией, об этом свидетельствуют и древние японские маски, в особенности маски театра Но. Маски женских и мужских персонажей выполнены с черными зубами.
   Чернение зубов представляло трудоемкий и «дурно пахнущий» процесс. Основным ингредиентом для краски «фуси», являлась ужасная смрадная темно-коричневая жидкость, изготовленная из кислой смеси чая, уксуса и рисового вина (канэмидзу) и железа, заквашенного в ней. Смешивали галл (чернильный орешек), снятый с листьев сумаха, танин и соединяли с жидкостью. Объединяясь с танином, жидкость приобретала черный цвет.
Покрытие зубов фуси помогало предотвратить разрушение зубов и эмалевого покрытия. Краску применяли примерно один раз в три дня. Чтобы сохранить по возможности блестящее лаковое покрытие на зубах как можно дольше, так как краска достаточно быстро стиралась, зубы натирали гранатовой коркой, до повторного нанесения краски.
   В театре использовали чернила, смешанные со скипидаром, но сейчас во время представления традиционных японских пьес применяют чернила с зубным воском.
   Европеизация в период Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) внесла в неприкосновенную до определенного времени культуру Японии глубокие изменения, исключив традицию охагуро. Японцы, очарованные многими аспектами западной культуры, подчас теряли уверенность в собственных культурных традициях. Белые зубы стали модным явлением, олицетворением чистоты и красоты. А после того как императрица Сёкэн, имевшая титул кого (императорская жена), появилась публично без охагуро, многие женщины последовали её примеру.
5 февраля 1870 года правительство Мэйдзи запретило практику охагуро и постепенно чернение зубов потеряло актуальность.