Ценообразование и система оценки | Архетип Ломбард

Ценообразование и критерии оценки

15.04.2019 21:04
    Зачастую бывает непросто сделать окончательный выбор перед покупкой того или иного предмета традиционного искусства. Причём это касается как начинающих ценителей «прекрасного», так и опытных.

   Что, в конце концов, влияет на стоимость?

   Есть несколько основных критериев оценки изделий ритуального или декоративно-прикладного назначения. Конечно же, АУТЕНТИЧНОСТЬ вещи является здесь главным фактором, но это и самая неоднозначная и сложная для определения характеристика. Для установления подлинности конкретного изделия необходимы специальные познания и/или веские документальные свидетельства в качестве доказательств. Таким высоким критериям соответствуют только артефакты с «музейной» оценкой подлинности. Но даже при этом мнения в экспертном сообществе зачастую расходятся даже в отношении действительных и общепризнанных шедевров, выставленных в музейных и именитых частных коллекциях. В любом случае возможность получения таких экспонатов в свою коллекцию – это удел очень состоятельных людей.

   Однако, если разобрать значение термина аутентичности в искусстве, мы получим достоверность передачи и подлинность образа, свойственного носителю определённой культуры, в том числе точное фольклорное воспроизведение. Такое понятие оригинальности (подлинности) сейчас наиболее широко распространено среди любителей этнографических предметов. Тем не менее, эти довольно простые нормы достаточно сложно установить досконально, даже если они очевидны. На этой зыбкой почве мнение одного ценителя может опровергаться мнением другого, и если не имеется документальных доказательств, то название вещи подлинником является, по большому счёту, субъективным мнением.

   Другим важнейшим оценочным признаком является ВОЗРАСТ ПРЕДМЕТА. Например, самые древние памятники деревянной скульптуры насчитывают около 200 лет. Чем дальше мы удаляемся от времён первых экспедиций, открывших европейцам культурные богатства таинственных «примитивных» цивилизаций, тем дальше мы уходим от понимания истинных форм и сакральной сути религиозных обрядов и церемоний, а также используемых в них предметов. Давно не осталось уже и тех деревенских колдунов, и придворных мастеров, которые, не ведая иноземных культурных и религиозных течений, создавали самобытные изделия декоративно-прикладного и магического назначений, ставших впоследствии ярчайшими экспонатами лучших музеев мира.

   Отнесение какого-либо скульптурного объекта к винтажу или антиквариату - также проблемный аспект. При отсутствии документального подтверждения о времени получения или изготовления предмета, определить его возраст можно только дорогостоящими методами либо по ряду характерных особенностей, что также не отрицает субъективности мнения.

   Важными факторами, влияющими на стоимость, являются также СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА, ЕГО РАЗМЕР, ЭСТЕТИКА, МАСТЕРСТВО АВТОРА И СЛОЖНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ (например, использование комбинированных материалов), редкость или неповторимость работы, первоначальная стоимость предмета. Кроме этого, если говорить о масках, то наличие в комплекте с маской костюма (полного или частичного) делает изделие намного более дорогостоящим. Наличие или отсутствие указанных выше признаков у предмета определяют его конечную стоимость.

   Конечно, популярность и высокий спрос на африканское искусство неизбежно породили и востребованность в более дешёвом сегменте этнопродукции, - в так называемых «подделках» или декоративных предметах в африканском стиле, рассчитанном на более широкий круг покупателей. К концу 20-го века в большинстве своём такая продукция представляла собой вырезанные наспех деревянные «болванки», которые только поверхностно копировали исконные формы и образы и нелепо раскрашивались. Ценность таких поделок невысока. Распространение в России такого вида продукции для магазина «Архетип» интереса не представляет. Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что встречаются и исключения, когда на продажу умелыми мастерами-резчиками создавались высококачественные произведения, достойные стать украшением многих коллекций. На мой взгляд эта тенденция особенно ярко проявляется, например, у современных потомков североамериканских индейцев, которые прямо сейчас создают великолепные скульптурные шедевры, имеющие высокий спрос и ценность во всём мире. Многие школы готовят профессиональных художников и в других странах. Называть «подделками» их произведения, выполненные в традиционном стиле, язык не поворачивается.  

   Принимая во внимание все те сложности, с которыми сталкивается посетитель магазина при выборе, я постарался создать систему, которая наиболее подробно передавала бы информацию о выставленных на обозрение предметах коллекции и являлась бы основанием для принятия покупателем самостоятельного взвешенного решения.

   В ближайшее время в магазине будет представлен широкий выбор литературы, включающий в себя книги, альбомы, журналы, каталоги и буклеты на русском, французском, немецком, английском и других языках. Содержащаяся в этом массиве данных наглядная информация позволит вам ознакомиться с описаниями и характеристиками различных предметов искусств; больше узнать о народах, их изготавливающих; о возлагаемых на изделия прикладных и магических функциях; узнать их стоимость в крупнейших аукционных домах мира.

   Уже сейчас все объявления на сайте снабжены подробными описаниями и пояснениями, собранными по крупицам из различных, в том числе, иностранных источников, в них вы можете увидеть изображения аналогичных предметов искусства в своём естественном воплощении (то есть в составе полных костюмов, во время церемониальных обрядов, танцев и других мероприятий), сравнить их с другими типами и разновидностями, представленными в музеях, галереях и частных коллекциях.

   В конечном счёте, все эти сведения довольно условны и относиться к ним можно по принципу «хотите – верьте, хотите - нет». Если говорить об Африке, то в доколонизационный период её центральные районы не знали письменности и традиционный фольклор передавался из уст в уста в условиях территориальной изоляции. Европейские покорители чёрного континента мало занимались исследованием культурного наследия туземцев и до нашего времени дошли лишь обрывочные описания о религиозно-социальных внутриплеменных отношениях с изрядной долей суждений, домыслов и стереотипов.

   В лучшем случае сейчас мы можем только визуализировать видимую оболочку жизненного уклада аборигенов разных стран и представить условия, в которых они существовали. А если задаться вопросом, возможно ли проникнуть в мысли людей, географически, культурно, духовно, ментально и исторически оторванных от западной цивилизации, поставить себя на место перед одетым в ритуальные одежды вождём племени, испытать на себе благоговейный трепет во время магических обрядов, и вездесущее давление языческих верований, социальных институтов и ощутить себя в том мире? Наверное, нет. И примером может служить далеко не только Тропическая Африка, но и многие другие terra incognita, попавшие под влияние колонизаторов.   

   Таким образом, разорванные в клочья воспоминания о жизни таинственных племён и народов, не дадут нам всех ответов.

   В конце концов предметы искусства, в первую очередь, дарят нам чувство эстетической радости, как с оглядкой на историю вещи, так и нет. Это то явление, которое придя в Западную Европу в 20-м веке, оказало значительное влияние на культуру европейцев, и то, что теперь движется на восток. И основной целью проекта «Архетип» является не убеждение посетителей в аутентичности, неповторимости, ценности, сакральности и энергетической заряженности того или иного культового предмета (эти выводы каждый должен сделать для себя сам), а предоставление вам возможности обладания экзотическими предметами не похожими на другие, меняющими представление о красоте, удивляющими и восхищающими.
 
С уважением,
владелец интернет-магазина "Архетип" Беляков Илья