Карнавальная маска Баута | Архетип Ломбард

Венецианская карнавальная маска Баута (ex-Sotheby's)

Венецианская карнавальная маска Баута (ex-Sotheby's)

  • Страна : Италия, Южная Европа
  • Размер : 17,5х13 см
  • Материал : дерево, лак
0 ₽

24 400 ₽

Маска Баута – одна из популярнейших карнавальных масок, ворвавшаяся в общественную жизнь Венеции в XVII веке. Уже в XVIII веке её ношение регламентировалось венецианским правительством. Носить её дозволялось лишь гражданам Республики, чаще всего сановникам и представителям высших сословий.
Толкований имени этой маски несколько: кто-то из историков связывает слово Баута с немецким «behten» (защита). Кто-то склоняется к итальянскому происхождению этого имени (в итальянском языке существует два созвучных с именем маски слова - «bau» и «babau»; так называли чудовище, которым пугали непослушных детишек, такой себе аналог русского Бабайки). Также известна под именами: Казанова, Лавра.
Баута нашла широкое применение не только на шумных карнавалах и театральных подмостках – со временем её ношение стало обязательным во время согласования политических решений, на заседаниях правительства (тайные голосования, выборы, принятие государственной важности законов, от которых могла зависеть безопасность голосующих). В целом эта маска ассоциируется с анонимностью во всех её проявлениях.
Маска Бауты заслужила огромную популярность, так как позволяла беспрепятственно взаимодействовать с другими участниками карнавала и общественной жизни в целом без раскрытия личности и социального статуса надевшего её. С ней человек мог более свободно общаться, вести себя раскрепощенно, без оглядки на общепринятые нормы морали и иногда закона. Так, Бауту использовали для тайных встреч с возлюбленными, в преступных и подчас противозаконных целях.
Часто её надевали особы королевских кровей, именитые чужестранцы, чтобы избежать шумихи вокруг своей персоны. С приходом французов и австрийцев она стала ассоциироваться с движением сопротивления, потому её популярность постепенно сошла на «нет».
Маска Бауты полностью закрывает лицо и имеет несколько устрашающий вид. В отличие от того же Вольто, повторявшего изгибы человеческого лица полностью, Баута расширяется к подбородку, не прилегая к челюсти. Эта особенность позволяла свободно разговаривать, дышать, пить и даже есть, не раскрывая своей личности. Законом запрещалось носить с этим костюмом оружие, этот момент жестко контролировался венецианской полицией.
Слегка жутковатый вид маски сглаживал костюм – образ Бауты состоял из цендале (длинный плащ с объемным капюшоном из макраме и атласной ткани или шелка) и трикорно (треуголки, как правило, черного цвета). Получался полноценный маскировочный костюм, позволявший свободно общаться и веселиться даже на грани дозволенного, без страха быть узнанным или раскрытым. Что интересно, маску носили как мужчины, так и женщины. Складки плащей и накидок, покрывавших голову и плечи, скрывали фигуру человека, полностью размывая полопринадлежность.
Эта венецианская карнавальная маска декорировалась богато – её расписывали, инкрустировали каменьями, перьями, иногда украшали лоскутами ткани. То же касалось накидок и плащей – они могли украшаться весьма броско.
Таким образом, маска Бауты давала огромные возможности как в вопросе свободы действий, так и в аспекте самовыражения.
Данная редкая маска, является бывшим лотом аукционов «Сотбис» (Sotheby's), состоявшегося 1 июля 1987 года и S.A. SERVARTS N.V. (Брюссель), состоявшегося в июне 1996 года.