Маска демона (Тори), народ Юкуна, Колумбия, Латинская Америка | Архетип Ломбард

Маска демона (Тори), народ Юкуна

Маска демона (Тори), народ Юкуна

  • Вес: 0.533 кг
  • Страна: Латинская Америка, Колумбия
  • Размеры: 58 х 21 см
  • Материал: Дерево, отбитый луб, смола, пигмент
0 ₽

35 400 ₽

   Церемония Kai-ya-ree (Танец духов), которая также называется «Baile de Muñeco» - Танец Кукол (название, которое, как полагают, было присвоено чужеземцами в 20-м веке, но обычно используется коренными жителями и сегодня), был празднованием сезона сбора урожая ценных видов культивируемых персиковых пальм (chontaduro (Bactris gasipaes), времени великого изобилия.
   Пальма и её плоды неразрывно связаны с мифологией всех танцев на фестивале, а также с эволюцией народа Юкуна через его ассоциацию с земляным удавом, животным, тесно связанным с мифами о происхождении племени.
   Эта пальма была одомашнена в Амазонке в доколумбовые времена и распространилась на север до Центральной Америки. Крупные, оранжевые или красноватые плоды персиковой пальмы обычно варят или обжаривают. Некоторые коренные народы готовят сухую пищу, пригодную для хранения в течение всего года, что является важным качеством в тропических лесах, где продукты питания обычно быстро портятся.
Фрукты исключительно вкусные и питательные, несомненно, один из самых сбалансированных пищевых продуктов тропических культур, содержащий углеводы, минералы, масла, белки и витамины. Одно дерево может приносить много тысяч плодов в год.
   Плоды персиковой пальмы используются для приготовления Чича, вкусного и умеренно алкогольного напитка, приготовленного путём замеса мякоти плода в воде, чтобы создать своего рода пюре, которое затем плотно упаковывается в корзины и закапывается на нескольких недель, позволяя ему ферментировать в питательное пиво. Это неотъемлемая часть танца: целые каноэ наполняются напитком, и празднества продолжаются до тех пор, пока Чича не истощится.
Индейцы Юкона собирали большие корзины фруктов этих пальм (чонтадуро) в рамках подготовки к проведению одного из пяти больших праздников в течение года, каждый из которых соответствует ежегодному циклу сбора урожая.
   Индейцы приносят созревшие плоды чонтадуро в дом брухо (brujo), шамана. Здесь мужчины племени начинали подготовку к большому празднику, для которого с использованием принесённых плодов и сахарного тростника готовилась традиционная индейская Чича. На этом фестивале носились “muñecas” или маски.
   Перед началом торжеств туземцы начинали собираться возле (но не внутри) малоки большое общинное жилище, распространённое у индейцев тропических лесов бассейна реки Амазонка. Представляет собой прямоугольный или круглый в плане дом из балок и жердей с двускатной иликонусообразной крышей, покрытой пальмовыми листьями; вмещает до 100 человек (одну большую семью). Селение может состоять из одной или двух малок и нескольких маленьких хижин, но и в этом случае строго соблюдается родственный принцип расселения).
   Готовясь к началу фестиваля, так называемый «владелец» малоки (обычно вождь или шаман) посылает сигнал окружающим общинам, используя огромные барабаны мангуаре (manguaré), сделанные из выдолбленных стволов деревьев, которые слышны на расстоянии до 12 километров. Когда каждый участник прибывает, руководитель танца исполняет необычное пение, пересказывая события прошлого года. Затем вождь Юкуна открывает церемонию, трижды обойдя вокруг малоки, неся богато украшенный шестифутовый гремящий жезл.
   Участники украшают себя замысловатыми костюмами из коричневых тканевых рубашек и волокнистых юбок до щиколоток, окрашенных в переливающийся чёрный цвет внизу. Они носят причудливые, часто гротескные маски чёрно-жёлтого цвета, которые представляют дьяволов, духов и многочисленных лесных существ.
   Церемония состоит из длинной серии индивидуальных танцев, каждый из которых посвящён конкретному животному или демону, и каждый со своей собственной изощрённой поступью и имитируемым голосом музыкальным сопровождением. Каждый танец предназначен для чествования духов животных имитацией их движений и характерных звуков.
   Танец начинается с появления танцоров, одетых в уродливые и квазичеловеческие маски Тори. По словам Юкунов, Тори представляют собой нечто среднее между архетипами плута, дьявола и сатира. Изображение танцорами Тори через грубое рычание и игривые сексуальные пантомимы вызывают ликование в малоке, когда танец начинается.
   Церемония продолжается 56 часов, танцоры останавливаются только для того, чтобы подкрепить себя неимоверным количеством mambe (порошок коки), персиковым пальмовым пивом, несколькими кусочками копченой дичи и титаническим вдыханием нюхательного табака.
   В ранние часы последнего утра, всегда перед рассветом, два выдающихся танцора входят в малоку, одетые в высокие цилиндрические маски с изображением солнца, нарисованным спереди и большими ушами, торчащими по бокам. Говорят, что эти «большеухие» танцоры являются «вождями животных» и в кульминационный момент праздника они окружены другими животными, после чего духам животных приказывают вернуться в «другие миры», откуда они пришли. Это завершение церемонии знаменует окончание временного перемирия между людьми и животными, возвращение к нормальным отношениям охотника и жертвы.
Говорят, что танец был преподан им мифическим предком, чтобы пригласить окружающих животных поделиться фруктами с людьми. Выполняя церемонию, «дикие животные» (всегда изображаемые посетителями из других малок), как говорят, «одомашниваются», вытесняя дикость природы, и знаменуя эволюцию племени. Танец также исполняется, чтобы умилостивить духов животных, отдавая дань уважения их значимости в мире, а также для тог, чтобы отблагодарить их за пищу, которую они дают.
   Интерес вызывает изобретательное использование растений для создания сложных костюмов, используемых во время фестиваля. Грубые коричневые рубашки и капюшоны для масок создаются путём выдалбливания коры внутренней части llanchama (Olmedia aspera), обычно вырастающего до 20 метров дерева семейства фиговых. Юбки длиной по щиколотку изготавливаются из очищенной коры больших деревьев из семейства бразильских орехов. Нижняя часть этих юбок погружается в серую прибрежную глину, которая окисляет и перманентно окрашивает юбки ярким глянцево-чёрным оттенком.
   Для того, чтобы подчеркнуть ритмичные шаги танцоры носят дребезжащие ножные браслеты, сделанные из культивируемых плодов виноградной лозы.
   Замысловатые маски животных и дьяволов изготавливаются с помощью растекающейся смолы высоких, содержащих жёлтый сок деревьев семейства клузиевых. Чёрные красители для масок создаются путём собирания этой жёлтой смолы из деревьев, кипячения её в течение нескольких часов для изменения её цвета, удаления липкого свойства и достижения быстрого высыхания. Конечный результат – это блестящая, чёрная как смоль поверхность, добавляющая элемент ужаса к маскам демонов.