Маска тайного общества Ложных лиц | Архетип Ломбард

Маска тайного общества Ложных лиц ирокезов

Маска тайного общества Ложных лиц ирокезов

  • Страна: США, Северная Америка
  • Размеры: 29,5х18,5 см
  • Материал: дерево (кедр), конские волосы, замша
0 ₽

39 400 ₽

Все маски Ложных Лиц составляли три основные категории. Наиболее важной категорией были маски Великого Целителя или Дедушки.
Вторая категория - маски Хранителей Двери (Doorkeeper). Огромные губы и нос, переходящий в зубчатый «черепаший хвост», вырезанный на лбу, помогают безошибочно идентифицировать эту маску.
И, наконец, третья категория - Общие Маски, вырезанные по подобию лесных духов, которые помогали легендарному основателю Общества Ложных Лиц. Маски таких духов являются лечащими масками, принимающими участие в Церемонии Середины Зимы для очищения дома от зла и болезней.
Особенности внешнего вида масок варьировались в зависимости от функций, для которых они предназначены, от местных стилей. Черты маски так же обусловлены образом, увиденным резчиком во сне, и это объясняет огромное количество различных вариантов масок. Однако все они подпадают под некоторые традиционные стандарты. Так, почти, все маски Ложных Лиц имеют глубокопосаженные глаза, подчёркнутые металлическими дисками, большой изогнутый нос, и часто лоб, покрытый глубокими морщинами. Так же маски Ложных Лиц можно разделить на несколько групп, основываясь на формах рта: маски с искривленным ртом, маски с прямым ртом, маски с ложкообразными губами, маски с нависшими губами, маски с высунутым языком, маски с улыбающимся ртом, маски с губами, сложенными для свиста как у Свистуна или Создателя Ветра. Его лоб покрыт оспинами, что говорит о том, что лечение или предотвращение оспы было одной из его функций.
Предпочтительный материал для масок - американская липа, но также используются сосна, клён, ива, и тополь. Выбор дерева и последующее вырезание маски сопровождалось многочисленными ритуалами. Отбор соответствующего дерева для маски был общим заданием для группы мужчин, которые сопровождали резчика в нетронутую часть леса. Поскольку маска вырезалась из живого дерева, чтобы обрести силу земли и неба, это требовало ритуальной подготовки и резчика, и дерева. Поэтому после того, как дерево было найдено, резчик разводил костер у его основания и молился дереву и Духу Маски, бросая щепотки табака в огонь. Чтобы сохранить силу и дух дерева, три дня продолжалось церемониальное кормление Древесного Духа табаком и табачным дымом и вымаливание прощения за повреждение, которое будет нанесено дереву в процессе вырезания маски. Успокоенного Древесного Духа просили, чтобы его жизненная сила оставалась в маске, которая будет вырезана из его ствола. Перед тем как использовать металлические инструменты, резчик выжигал область резки и соскребал обуглившуюся древесину. Затем маска вырезалась сначала в общих чертах, а затем мастер переходил к более мелким деталям. Когда работа была в основном закончена, маска отделялась от дерева. Если дерево после вырезания из него маски выживало, это означало, что сила дерева перешла в маску. Законченную маску мастер брал домой и там заканчивал её, выравнивая с внутренней и наружной сторон с помощью резца и кривого ножа.
К готовой маске крепили металлические кольца глаз и длинные пряди конских волос. Маска окрашивалась. Основными цветами для масок Ложных Лиц являлись красный и чёрный. Это объясняется по-разному. Считается, что маски, вырезанные утром, до полудня должны быть окрашены в красный цвет, а вырезанные днём - в чёрный. Это объясняется верой в то, что ежедневные передвижения Хадуигоны повторяют траекторию движения солнца; поэтому его лицо казалось красным утром, поскольку он приходил с востока, и чёрным - вечером, поскольку он оглядывался назад с запада. Возможно взаимная связь чёрного и красного цветов, фактически всеобщая для коренных народов Северной Америки, имеет более глубокое значение, чем те, которые предлагаются в современных объяснениях. Красные маски и чёрные являются партнерами - они, как говорят кайюги, «идут вместе туда, где их зовут».
После того, как маска была полностью готова, проводилась церемония освящения, состоящая из ряда этапов. Крошечный мешочек, заполненный табаком, прикладывался ко лбу маски, ее лицо натирали подсолнечным маслом, чтобы «накормить» её, а затем она помещалась вблизи огня, и в огонь бросали табак. Когда маска наполнялась табачным дымом, резчик говорил маске, что ей нужно будет делать. Только тогда маска была готова выполнять возложенные на неё функции. Периодическое кормление подсолнечным маслом и табаком продолжало поддерживать силу маски, пока она использовалась.
Тайный союз ирокезов использовал ужасающие маски с кривыми ртами и носами в ритуалах исцеления больных, когда другие средства уже не помогали.
Маски ирокезов - объекты не богослужения, а уважительного почитания, поскольку они содержат в себе большую духовную силу, родственную целебной силе лекарственных растений. Именно по этой причине маски Ложных Лиц применялись для излечения физических и духовных недугов, объединяя их владельцев в религиозное Общество Ложных Лиц. Ежегодно, весной и осенью члены Общества Ложных Лиц посещали каждую семью соплеменников, чтобы очистить их духовно и изгнать болезнь. Церемония начинается с воскурения табака и обращения к духам. Затем члены общества обходили дома, изгоняя злые силы. Лекари сжигали табак и развеивали пепел над головой пациентов.
Обряд Толкования Сна у ирокезов являлся формой психотерапии и, опережая тогдашний европейский мир на многие столетия, признавал, что сны имеют скрытое и очевидное содержание и что невыполнение бессознательного желания может иметь серьезные психологические последствия, которые могут перевести к физическим болезням. Лечение тревожащего сна производилось правильным его толкованием и могло занять довольно продолжительное время. В завершении Обряда Толкования Сна всегда требовалось вырезать миниатюрную маску и дать её исцеленному больному как магическое средство против повторения кошмаров в дальнейшем.
Маски считаются живыми воплощениями духов, поэтому их полагается смазывать маслом и жиром, «кормить» кукурузной кашей и благодарить. Маски, изготовленные с соблюдением всех ритуалов, были настолько священны и мощны, что нельзя было оставлять маску лицом кверху, ни одна из них не могла быть помещена на всеобщее обозрение ради праздного любопытства.
Обязательным атрибутом членов Общества Ложных Лиц были погремушки из панциря черепахи – ha’nowah (Chelydra serpentine) или из сложенного пополам куска коры хикори или вяза. Внутрь таких погремушек насыпали косточки диких вишен, камешки или кукурузные зерна.