Маска нганга дифомба (прорицателя) народа Йомбе, Д.Р. Конго, Центральная Африка. | Архетип Ломбард

Маска нганга дифомба (прорицателя) народа Йомбе

Маска нганга дифомба (прорицателя) народа Йомбе

  • Вес: 0.653 кг
  • Страна: Д.Р. Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 31 х 20 см
  • Материал: Дерево, пигмент
0 ₽

7 000 ₽

   Конго (или Баконго) является густонаселённым государством, исторически населяющим западное побережье Центральной Африки, которое в настоящее время ограничено южной частью Демократической Республики Конго и северной Анголой. Конго поддерживают анимистическую религию, основанную на культах предков и поклонении верховному богу Нзамби.
  Говоря о традиционном искусстве народов Демократической Республики Конго, мы часто ведём речь о крупных культурно-исторических комплексах, объединяющих под одним названием несколько субэтнических групп. Территория «королевства» Конго, давшего названия двум государствам континента, некогда охватывала земли от Габона до Анголы, на которых проживали разные, хотя и родственные группы, объединённые общей культурой. До сих пор в музеях и книгах, происходящие оттуда вещи либо относят народу Конго в широком смысле слова, либо более скурупулёзно указывают происхождение по группе.
  Лучшие образцы масок Йомбе, участвовавших в обрядах инициации и погребальных ритуалах, по степени реалистичности близки к слепкам с лица. Не менее реалистичны "Минтади" из мыльного камня - статуэтки женщин с детьми или сидящих со скрещёнными ногами мужчин с подобием короны на голове. Эти фигуры, стоявшие на могилах предков, считаются очень старым иконографическим типом - упоминания о подобных скульптурах относятся к XVII веку.
  Известны «фетиши с гвоздями», являющиеся магическими Нконди Нкиси, изображённые в виде мужчин с копьём. Небольшие фигурки служили для индивидуальных нужд, к примеру, фигурки женщин с детьми - для сексуальной магии, в том числе повышения плодородия. На фигурке обычно помещается само Нкиси - магическая субстанция из «предметов силы» - толчёные кости, коренья, раковины, бусины и т.д.: их складывают в отверстие в животе, либо, положив в мешочки, вешают на шею «идола». Чтобы привести Нкиси в действие, колдун должен эмоционально произнести заклинания и вбить в фигуру гвозди или острые куски металла.
  Нганга дифомба (nganga diphomba), или прорицатель, играет важную роль в обществе Конго, обнаруживая и наказывая колдовство. Большинству основных недугов и болезней в обществе Конго, включая засуху, преступность и несчастные случаи, приписываются колдовству. Общество прорицателей носит два вида масок для идентификации и наказания колдунов: мужские (с бородой) и женские (с пучком волос), оба из которых вызывают духов предков.  Вместе с маской они раскрашивают свои тела и носят юбку из перьев птиц турако, а также пояс из медных колокольчиков.  Они используют свое собственное колдовство – кунду (kundu), чтобы обнаружить преступника и противодействовать его проклятиям.
  Такие маски могут также использоваться обществом Кхимба (Khimba) в ритуалах инициации взрослых, возможно, самим нганга дифомба.