Маска Агбогхо общества Ммуо народа Игбо | Архетип Ломбард

Маска Агхогхо общества Ммво народа Игбо, Нигерия

Маска Агхогхо общества Ммво народа Игбо, Нигерия

  • Вес: 0.423 кг
  • Страна: Нигерия, Западная Африка
  • Размеры: 52 х 29 см (20 х 16 см только маска)
  • Материал: дерево, краска, текстиль
0 ₽

50 000 ₽

  
Большую часть населения восточной Нигерии составляют Игбо (Ибо), по численности почти равные Йоруба, но, в отличие от своих соседей, живущие в условиях изолированных сельских общин. Культуру Игбо, которых этнографы считают «усердными заимствователями», отличает тенденция к децентрализации, к развитию местных локальных форм.

Децентрализованная социальная и этническая структура, склонность к ассимиляции культурных, религиозных и художественных форм обусловили пёстрый характер местных художественных стилей. Маски, статуи, бронзовые и керамические, изделия Игбо не только представляют весь спектр от сугубого натурализма до почти чистой абстракции, но, что ещё показательнее, обнаруживают отсутствие общих специфических принципов деформации - общей стилистической константы.
  
Маска женского духа общества ммво (ммуо) может быть зооантропоморфной и крайне стилизованной антропоморфной и натуралистичной, зооантропоморфной и натуралистичной. Классификацию усложняет нестабильность форм, множество переменных, частые заимствования - от варьирования отдельных сюжетов до прямых повторений.

Чтобы разобраться в этом сложном конгломерате, попытаемся вычленить несколько обособленных стилистических групп. Располагая эти группы по признаку возрастания условности, мы получаем следующую схему:
1. Антропоморфные маски женских духов общества ммво. Особенности: натурализм с тенденцией к гротескной экспрессии; пропорции лица близки к естественным. Нос продолжает линию высокого, открытого лба, подбородок срезан, рот оскален. Уши и волосы стилизованы. Личина увенчана более или менее сложным головным убором с высоким гребнем. Маски окрашены в белый (символизирующий смерть) и чёрный цвета.
2. Антропоморфные маски мба (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах Ико Окоши). Особенности: тонкая стилизация на основе пропорционального натуралистического изображения. Личина в форме чистого овала имеет навершие в виде сидящей человеческой фигуры. Характерны миндалевидные формы (глаза, рот), ритмические повторы сдвоенных дуг (брови, крылья носа, рисунок волос). От глаз к подбородку - татуировка в виде трех параллельных линий. Маски раскрашены.
3. Зооантропоморфные маски общества ммво (район Оничи). Особенности: экспрессивно трактованные антропоморфные (глаза, нос) и зооморфные (пасть, уши, рога) элементы. Дважды повторенная сердцевидная форма (абрис личины, изгиб рогов) иногда подчеркнута рельефным контуром.
4. Абстрактные маски маджи (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах). Особенности: овальная основа, сверху вниз по вертикальной оси располагаются круто изогнутый гребень (форма ритуального ножа для срезания ямса), три вытянутых вперед цилиндра и короткий конус между ними.
Помимо этих наиболее распространенных типов существуют различные виды масок, более или менее близкие к ним по стилю.
  
Таким образом, в искусстве Игбо не существует ни выраженной стилистической константы, ни того, что называют «ядерным» стилем. Все же один из перечисленных стилей, а именно стиль натуралистических антропоморфных масок ммво, можно считать в какой-то мере ключевым, поскольку некоторые его особенности (узкие, миндалевидные, близко посаженные глаза, характерная, резко очерченная форма рта и др.) чаще, чем какие-либо другие, встречаются в различных группах скульптуры Игбо. Показательно, что с тем же стилем сближается и абстрактная маска маджи, которая в отвлеченных формах почти точно воспроизводит динамическую композицию масок ммво. О том, что этот стиль является одним из самых устойчивых и аутентичных, свидетельствуют глубокие параллели, которые обнаруживаются при сравнении масок ммво со старыми бронзовыми масками и браслетами, найденными в 1939 и 1960 годах в районе Авки. Антропоморфная маска и человеческие изображения на браслетах имеют точно такие же узкие, близко поставленные глаза, резко очерченный рот, орнаментальный рисунок волос (в виде концентрических кругов) и ту же татуировку, что и маски ммво.

Праздники масок Игбо отличаются карнавальным театрализованным характером, проходят в атмосфере соперничества, при всеобщем участии публики. Хотя многие маски, танцы, ритуалы (похороны, инициации и т. д.) по-прежнему выполняют религиозную функцию, есть признаки, указывающие на то, что десакрализация художественного творчества у Игбо началась давно, и, возможно, этот процесс постепенного перерождения культовых форм усилил тенденцию к заимствованиям и стилистической дифференциации.