Маска Мба народа Игбо/Афикпо | Архетип Ломбард

Маска Мба народа Игбо/Афикпо

Маска Мба народа Игбо/Афикпо

  • Вес: 0.14 кг
  • Страна: Нигерия, Западная Африка
  • Размеры: 19,5 х 9 см
  • Материал: дерево, растительные волокна
0 ₽

7 600 ₽


Большую часть населения восточной Нигерии составляют Игбо (Ибо), по численности почти равные Йоруба, но, в отличие от своих соседей, живущие в условиях изолированных сельских общин. Культуру Игбо, которых этнографы считают «усердными заимствователями», отличает тенденция к децентрализации, к развитию местных локальных форм.

Децентрализованная социальная и этническая структура, склонность к ассимиляции культурных, религиозных и художественных форм обусловили пёстрый характер местных художественных стилей. Маски, статуи, бронзовые и керамические, изделия Игбо не только представляют весь спектр от сугубого натурализма до почти чистой абстракции, но, что ещё показательнее, обнаруживают отсутствие общих специфических принципов деформации - общей стилистической константы.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить маски водяных духов обществ огбукеле (западный берег Нигера) и эккпе (район Аба, восточная Нигерия) или маски, используемые в аграрных ритуалах в селениях Озуитем и Амазери (восточный район).
Доминирующие формы маски огбукеле - волюты, конусы и полусферы; маски эккпе - строгие скоции и резкие грани; маски из Озуитема - статичное, примитивно-натуралистическое изображение человеческого лица, тогда как маски того же назначения из Амазери очень динамичны и притом абстрактны.
Маска женского духа общества ммво (район Оничи) может быть зооантропоморфной и крайне стилизованной антропоморфной и натуралистичной, зооантропоморфной и натуралистичной. Классификацию усложняет нестабильность форм, множество переменных, частые заимствования - от варьирования отдельных сюжетов до прямых повторений.
Чтобы разобраться в этом сложном конгломерате, попытаемся вычленить несколько обособленных стилистических групп. Располагая эти группы по признаку возрастания условности, мы получаем следующую схему:
1. Антропоморфные маски женских духов общества ммво. Особенности: натурализм с тенденцией к гротескной экспрессии; пропорции лица близки к естественным. Нос продолжает линию высокого, открытого лба, подбородок срезан, рот оскален. Уши и волосы стилизованы. Личина увенчана более или менее сложным головным убором с высоким гребнем. Маски окрашены в белый (символизирующий смерть) и чёрный цвета.
2. Антропоморфные маски мба (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах Ико Окоши). Особенности: тонкая стилизация на основе пропорционального натуралистического изображения. Личина в форме чистого овала имеет навершие в виде сидящей человеческой фигуры. Характерны миндалевидные формы (глаза, рот), ритмические повторы сдвоенных дуг (брови, крылья носа, рисунок волос). От глаз к подбородку - татуировка в виде трех параллельных линий.
3. Зооантропоморфные маски общества ммво (район Оничи). Особенности: экспрессивно трактованные антропоморфные (глаза, нос) и зооморфные (пасть, уши, рога) элементы. Дважды повторенная сердцевидная форма (абрис личины, изгиб рогов) иногда подчеркнута рельефным контуром.
4. Абстрактные маски маджи (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах). Особенности: овальная основа, сверху вниз по вертикальной оси располагаются круто изогнутый гребень (форма ритуального ножа для срезания ямса), три вытянутых вперед цилиндра и короткий конус между ними.
Помимо этих наиболее распространенных типов существуют различные виды масок, более или менее близкие к ним по стилю.
Таким образом, в искусстве Игбо не существует ни выраженной стилистической константы, ни того, что называют «ядерным» стилем. Всё же один из перечисленных стилей, а именно стиль натуралистических антропоморфных масок ммво (первая группа), можно считать в какой-то мере ключевым, поскольку некоторые его особенности (узкие, миндалевидные, близко посаженные глаза, характерная, резко очерченная форма рта и др.) чаще, чем какие-либо другие, встречаются в различных группах скульптуры Игбо. Показательно, что с тем же стилем сближается и абстрактная маска маджи, которая в отвлеченных формах почти точно воспроизводит динамическую композицию масок ммво. О том, что этот стиль является одним из самых устойчивых и аутентичных, свидетельствуют глубокие параллели, которые обнаруживаются при сравнении масок ммво со старыми бронзовыми масками и браслетами, найденными в 1939 и 1960 годах в районе Авки. Антропоморфная маска и человеческие изображения на браслетах имеют точно такие же узкие, близко поставленные глаза, резко очерченный рот, орнаментальный рисунок волос (в виде концентрических кругов) и ту же татуировку, что и маски ммво.
Праздники масок Игбо отличаются карнавальным театрализованным характером, проходят в атмосфере соперничества, при всеобщем участии публики. Хотя многие маски, танцы, ритуалы (похороны, инициации и т. д.) по-прежнему выполняют религиозную функцию, есть признаки, указывающие на то, что десакрализация художественного творчества у Игбо началась давно, и, возможно, этот процесс постепенного перерождения культовых форм усилил тенденцию к заимствованиям и стилистической дифференциации. Лабильности художественных форм у Игбо соответствует сравнительно широкий диапазон художественного творчества, более быстрая, непосредственная художественная реакция на изменение ситуации. Уже в 30-е годы у Игбо появляются скульптурные изображения полицейских, чиновников, водителей грузовиков и т. п. Этот новый вид имитативной скульптуры сильно тяготеет к макету, то есть являет нечто прямо противоположное традиционной идеопластике. Изображая современную ему живую модель, например, полицейского, художник не довольствуется натуралистической трактовкой лица, фигуры - он старательно воспроизводит мелкие детали одежды, вплоть до пуговиц, пряжек, узора ткани. Портной, например, сидит за швейной машиной, которая изображена во всех подробностях и имеет настоящий приводной ремень. Конкретные добавления, такие, как очки, различные детали одежды и т. п., можно видеть довольно часто. Появление изображений-макетов (иногда в виде надгробий) следует рассматривать не как простое внедрение новых сюжетов, но как начало новой художественной традиции. Не случайно эти первичные формы макетно натуралистичны и воплощены в «первичном» материале - глине. Подобные изображения появились в последние десятилетия также у Фон, Ибибио и других народов.