Маска народа Чокве, Д.Р. Конго, Центральная Африка | Архетип Ломбард

Маска народа Чокве

Маска народа Чокве

  • Вес: 0.42 кг
  • Страна: Д.Р. Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 27 х 17 см
  • Материал: дерево
0 ₽

25 000 ₽

     Чокве - чаще всего употребляемая и лингвистически наиболее правильная форма из встречающихся в литературе трех десятков различных названий этой народности. Еще в середине прошлого века чокве занимали сравнительно небольшую территорию в верховьях рек Кванго и Касаи. В настоящее время этот народ, насчитывающий более одного миллиона четырехсот тысяч человек, населяет северо-восточную часть Анголы вблизи границы между Анголой, Замбией и Демократической Республикой Конго.
     Интенсивные контакты чокве с европейцами, начавшиеся в XV-XVI веках, не оказали заметного воздействия на художественную культуру, не повлияли на стиль традиционного искусства. Даже кресла вождей, которые многие авторы считают барочными или ренессансными, имеют сходство с европейской мебелью лишь в конструкции (четыре ножки с перекладинами, спинка, иногда ручки). Весь скульптурный и орнаментальный декор этих кресел, порой принципиально меняющий саму архитектонику, не выходит за рамки традиционных образов и типичного стиля чокве.
     Так же по-своему используются и европейские материалы. Гвозди с медными шляпками, широко применяющиеся в скульптуре и прикладном искусстве чокве, используются как материал для инкрустации. Ряды круглых медных шляпок образуют традиционные орнаментальные узоры на бытовых и ритуальных предметах, ими украшены статуэтки, причем в отдельных случаях инкрустацией выделены суставы.
     В искусстве чокве различаются по меньшей мере три подстиля. Один из них соответствует наиболее древним из сохранившихся памятников: скульптурным украшениям кресел вождей, статуэткам с головным убором или "прической" чихонго (принадлежность маски чикуза), навершиям скипетров. Этот стиль, сохраняющий некоторые черты помпезности, свойственные придворному искусству, по-видимому, сформировался в эпоху государства Лунда, в период самых ранних контактов чокве с европейскими торговцами и миссионерами (не исключено, что пышная, прихотливая форма чихонго, не имеющая аналогии в африканском искусстве, является своеобразной вариацией мотива раковины - центрального сюжета позднего барокко). Наряду с этой тщательно отделанной и гладко отполированной скульптурой существуют более примитивные по форме и технике статуэтки, трактованные суммарно (ноги не расчленены, руки прилегают к туловищу, все формы грубо упрощены). Скульптура этого подстиля, сохраняющая архаическую композицию (строгая симметрия, статичность, единообразие позы), по-видимому, относится к провинциальной традиции. Третий подстиль представлен главным образом масками Мвана Пво («молодая девушка»). Отдельные экземпляры поражают своим реализмом. Одна из масок этого типа, находящаяся в Музее Киншасы, изображает пропорциональное, мягко моделированное лицо молодой девушки. Формы этой маски почти натуралистичны, и вместе с тем она сохраняет все особенности стиля чокве. Закрытые глаза имеют ту же миндалевидную форму, так же четко очерчены дуги сходящихся у переносицы бровей, та же форма носа, несколько приплюснутого у переносицы, и высокого выпуклого лба с крестообразной татуировкой. Не типична лишь трактовка рта, закрытого и красиво очерченного (в отличие от открытого, широко растянутого, с оскаленными зубами - обычного для мужских масок и некоторых статуэток чокве).
     Подобные случаи реалистической трактовки образов не следует рассматривать как отклонение от общей системы. Они занимают в спектре традиционной скульптуры узкое, но вполне закономерное место. Достаточно вспомнить маски мпонгве, статуэтки и маски менде, бауле, йоруба, экой-ань-янг, не говоря уже о королевских статуях бакуба. Через переходные стили художественная традиция чокве связана с крупнейшим конголезским художественным центром - балуба - на юго-востоке страны.