Маска охотника (Дананна) народа Догон | Архетип Ломбард

Маска охотника (Дананна) народа Догон

Маска охотника (Дананна) народа Догон

  • Вес: 4.036 кг
  • Страна: Мали, Западная Африка
  • Размеры: 60 х 27 см
  • Материал: дерево, краситель, волосы, зубы, текстиль, натуральные волокна, металл
0 ₽

52 500 ₽


Примерно до середины XX века всю сакральную жизнь Догонов регламентировало существовавшее у них с незапамятных времен тайное общество Ава (Awa). Соответственно изготовление и использование ритуальных масок и скульптуры было также прерогативой Ава. В тайный союз входили только мужчины, женщины в него не допускались точно так же, как не допускались они и к ритуальным танцам, проводимым Ава. 

Женщинам вообще не было доступа к чему-либо, связанному с Ава. Правда, в каждом селении имелось по нескольку так называемых вазигине («сёстры масок»), которые выполняли разные хозяйственные функции для союза Ава, например изготовление ритуальной браги из проса, которую участники празднества употребляли в огромных количествах. Сестёр масок подбирали из женщин, выделявшихся какими-нибудь аномалиями, например нервными припадками, бесплодием и т. п.; эти болезни считались знамением свыше. Однако и вазигине строжайше было запрещено появляться близ хранилища масок, им не разрешалось и овладение языком сиги со.

Роль женщин в ритуальных плясках догонов выполняют мужчины, надевая соответствующие наряды с характерными половыми признаками (они используют, прежде всего, накладную деревянную грудь). Несмотря на то, что женщинам у Догонов запрещено проникать в сакральную жизнь племени, в обрядах их представляют особые маски на высоких ходулях, которые демонстрируют, что женщина должна находиться на возвышении. Таким образом, племя Догонов подчёркивает все-таки высокий статус женщины.

Главной задачей тайного общества Ава было и остается по сей день проведение многочисленных религиозных церемоний с ритуальными плясками маскированных танцоров. Помимо изготовления и хранения огромного количества масок, участники Ава занимаются сохранением древнего языка, именуемого «сиги со», на котором издревна и ведутся обряды Догонов. Сиги со - эзотерический, то есть понятный лишь посвящённым, ритуальный язык, употребляемый во время религиозных церемоний. Догоны определяют его образно как речь покойников, но «покойников, выпивших много пива». По существу сиги со представляет собой ритмическую прозу на древнем, вышедшем из употребления языке и состоит из коротких фраз — своего рода стихов, исполняемых речитативом. Хорошо владеют этим языком только члены высшей прослойки тайного общества масок, которые хранят его в секрете.

Сиги со — слово сиги, а сиги — это общенародное религиозное празднество догонов, справляемое раз в 60 лет. Оно посвящено сложному жертвенному ритуалу обновления «великой маски», совершаемому во искупление вины людей перед мифическим прародителем и для испрошения его благосклонности к новым поколениям. Обычай этот сохраняется и поныне, речь о нем в недалеком будущем.

Ритуальные процессии и танцы масок тайного союза Ава призваны создать торжественное впечатление также на различных религиозных праздниках, связанных с вызыванием дождя, плодородием, успешной охотой.

По окончании ритуальных танцев все маски возвращаются на хранение в специальный тайник, про который знают только посвященные члены Ава.

Маски охотников (Dananna) у Догонов используются членами тайного мужского общества Ава в поминальной церемонии в честь умерших, называемой «Дама», которая проводится после окончания траура, чтобы помочь душам умерших найти путь в мир духов предков.

Маски охотников участвуют в церемониях вместе с маской, изображающей кролика (Dyommo). Охотник устраивает «погоню» за кроликами, которые разбегаются от него в разные стороны.