Маска Совей народа Менде, Сьерра-Леоне/ Либерия, Западная Африка | Архетип Ломбард

Маска Совей народа Менде

Маска Совей народа Менде

  • Вес: 1.62 кг
  • Страна: Сьерра-Леоне/ Либерия, Западная Африка
  • Размеры: 33 х 21 см
  • Материал: дерево, краска
0 ₽

13 200 ₽

     Менде (самоназвания менде, менди, коссо, косса, локко) — народ, проживающий на территории государств Сьерра-Леоне и приграничных к нему районах Либерии, что в Западной Африке.
     Использование масок-шлемов народа Менде неразрывно связано с деятельностью уникального в Африке, а может и во всем мире женского сообщества Санде (Занде) или Бунду. И вот в чём его уникальность. Bundu (или Sande) - женский союз, значительно распространенный в Западной Африке в странах гвинейского побережья, особенно в Сьерра-Леоне и западной Либерии. Ячейки этой организации есть во многих других странах Чёрного континента.
     Помимо многочисленности, эта женская ассоциация, уникальна тем, что это единственный случай в Африке, когда только женщинам позволено совершать обряды с использованием ритуальных масок. Во всех остальных случаях масками владеют и пользуются только мужчины – для женщин это табу. Маски-шлемы общества Санде олицетворяют собой духа-защитника Совей (Sowei), который оберегает не только общество, но и конкретную владелицу.
     Общество Санде занимается воспитанием молодых девушек и подготовкой их к обряду инициации – посвящению во взрослую жизнь. За несколько лет до этого события молодые девушки Менде ведут изолированный образ жизни в лесных школах, где они усваивают все необходимые навыки будущей семейной жизни, а также обучаются пению, танцам.
     После окончания обучения девушки Менде становятся не только хорошими хозяйками, но и разбираются в народной медицине, искусствах, так как общество Санде – ещё и один из самых влиятельных покровителей изобразительных искусств в Западной Африке.
     Самые одарённые женщины имеют возможность попасть в высшую организацию Санде - Совей. Считается, что у представителей этой группы есть доступ к духам предков и священному знанию.
     Главной задачей верховной маски Санде следует считать подготовку и проведение женского обряда инициации. Маска появляется в самые ключевые моменты этого процесса. Её первое появление объявляет, что в некоторых семьях девочки достигли возраста посвящения и должны быть направлены в лесные школы для прохождения обучения. Танцем Маска сопровождает процесс сбора продуктов и подарков для будущих «выпускниц». Так как процесс обучения занимает несколько месяцев, Маска сопровождает девочек для свиданий с близкими в этот период. И, наконец, она приводит нарядно одетых девушек обратно в города и деревни после окончания обучения и завершения обряда посвящения во взрослую жизнь. Это звездный час всего процесса – девушки Менде теперь признаны достигшими брачного возраста, взрослыми женщинами.
     Обряд завершается большим праздником с танцами, песнями и непременным участием Главной маски.
     Считается, что маска без костюма не имеет значения – весь костюм представляет собой Дух, однако костюм без маски не имеет имени, а вот отдельная маска носит имя своей владелицы и иногда используется отдельно, как ритуальный предмет.
     На протяжении всего процесса инициации маску носит зрелая женщина, сильная и выносливая физически, знающая многие танцы и мифологию Менде. Её маска, представляющая ведущий дух общества – Совей (или Сово), олицетворяет давно умершего основателя общества Санде, но также и весь единый Дух женского объединения. Дух говорит с людьми не через слова, а через язык танца, ссылаясь на моральные и социальные доктрины красоты, спокойствия, достоинства, порядка и баланса. Движения танцора показывают силу и значение обычных женщин, восхваляют идеал женской красоты.