Маска Рангды | Архетип Ломбард

Маска Рангды

Маска Рангды

  • Вес: 1.281 кг
  • Страна: о. Бали, Индонезия
  • Размеры: 130 см (25 х 30 см только маска)
  • Материал: дерево, краска, латунь, стекло, натуральные волосы, текстиль, нити.
0 ₽

32 000 ₽

  
«Баронг-кекет» («Barong-keket») – спектакль по мифологическим сюжетам, в котором показана борьба добрых и злых сил в лице Баронга и Рангды.

Рангда (переводится как «вдова») — в традиционной балийско-индуистской мифологии царица ведьм и чёрной магии, повелевающая лейяками (вредоносными духами-оборотнями), насылающая чуму и голод на людей. Балийцы верят, что под покровом ночи Рангда вырывает трупы из могил, пожирает детей и делает прочие не менее омерзительные вещи.
  

Демоница изображается безобразной полуобнажённой старухой с длинными и растрёпанными волосами, обвислыми грудями и острыми когтями.
Хотя большинством Рангда воспринимается как ужасающее воплощение зла, в некоторых районах острова она также считается защитной силой.
Бали — индуистский остров, и потому предполагается, что Рангда могла быть тесно связана с образом Дурги (десятирукая индуистская богиня-воительница, сражающаяся с демонами). Она также отождествляется с Кали, индийской чёрной богиней-матерью разрушения, превращений и зашиты.
   

По другой версии, Рангда могла быть отражением жившей в 11 веке яванской королевы Махендрадатты, изгнанной из страны своим супругом, королем Дхармодаяной за обвинение в колдовстве. Легенда рассказывает, что за это она начала мстить и убила половину населения государства, которое принадлежало ей и сыну Дхармодаяны Эрлангге, чумой, пока не была побеждена святым человеком.
Маски и статуи Рангды своеобразны и легко узнаваемы. Как правило, это страшная личина с выпученными глазами демона, длинными белыми или желтыми клыками, длинным свисающим языком и растрёпанными волосами. 
Костюм Рангды (а её играет, в отличие от Баронга, один человек) выполнен в трехцветной гамме: белый, чёрный и красный цвета. Эти цвета идентичны цветовой палитре индуистской богини Кали. Иконография Рангды вбирает в себя черты изображений Кали и Чамунды, тесно связанных друг с другом.
   
 
Демоница изображена старухой с длинными обвислыми грудями и острыми когтями. Вместе с ней в представлениях часто выступают её ученики-помощники, маски которых исполнены в похожей с ней манере.

Содержанием представления «Баронг-кекет» является мистическая борьба между добрым, благодетельным началом, персонифицированным в образе мифического животного – Баронга, и вредоносной, враждебной людям силой, воплощённой в образе безобразной, страшной и могущественной колдуньи Рангды.
 
   
Жестокая борьба между этими двумя персонажами, совершающаяся с переменным успехом благодаря мистическому могуществу обоих её участников, никогда не заканчивается: либо Баронг прогоняет Рангду (к восторгу собравшихся зрителей), либо они так и остаются непобедившими друг друга, символизируя вечную борьбу добра со злом, которая и сейчас не окончена.
Балийцы считают, что в борьбе Баронга и Рангды, где ни один из противников не может одержать полной победы, рождается баланс добра и зла. Эта борьба постоянно изображается ими в ритуальных танцах и процессиях.

  
Играется «Баронг-кекет» через каждые двести десять дней на празднестве в честь предков – галунган, когда приносятся жертвы умершим. Это, так сказать, в обязательном порядке. А, кроме того, его исполняют при всяком случае, когда появляется необходимость бороться с вредоносными влияниями злых духов – болезни, неурожаи, бедствия и т.д. 
Разыгрывать представление могут только члены особого священного общества под руководством и во главе со жрецом. Представление начинается с жертвоприношения Баронгу от всех, кто заинтересован в его помощи. 
  

Всё это убеждает нас в том, что представление баронга пронизаны мистикой и являются особой формой религиозного служения.
Опуская подробности прелюдии, кратко опишем все представление баронг-кекет. 
Собственно «Баронг-кекет» начинается с появлением главного героя представления - Баронга. Он выходит на сценическую площадку (ею служит деревенская площадь возле храма), стуча зубами и потягиваясь от удовольствия. Сделав несколько шагов по сцене, Баронг уходит. С противоположной стороны появляется Раронг. Это ученица и помощница ведьмы Рангды. Она в красной маске и в красном одеянии. Она намеревается пройти на кладбище, чтобы увеличить свою магическую силу. Заметив её, Баронг осторожно приближается, нюхая воздух. Внезапно он набрасывается на ведьму и хочет ее насмерть укусить. Раронг дико кричит и спасается бегством, а Баронг преследует её под громкий смех и радостные крики присутствующих. Потерпевшая поражение Раронг, бежит на противоположный участок площади, где находится дом Рангды. Услышав о позоре своей ученицы, Рангда в гневе хватает два красных флага и выскакивает на площадь. Она – в страшной маске, с большими торчащими клыками и вытаращенными глазами, огромные груди свисают у неё до пояса. На пальцах рук – длинные когти. Она ищет Баронга. Завывая, она бегает по площадке и грозит ему; она все время чешется и трется о деревья, так как полна вшей. Завидев Баронга, Рангда становится невидимой. Ничего не подозревающий Баронг мирно прогуливается, и вдруг Рангда начинает избивать его.

Баронг в страхе убегает. Тогда его союзники (они сидели на циновке, около его места) устремляются вперед и хотят поразить Рангду крисами (традиционными ножами). Однако, благодаря своей волшебной силе, Рангда обращает оружие нападавших против них самих, и они падают на землю, пораженные своими же ножами. Рангда навела на них сумасшествие. Но им покровительствует Баронг, который сделал их неуязвимыми для оружия. Воинов Баронга опрыскивают священной водой, и они приходят в себя. Наступает решающий момент схватки. В битву бросается Баронг во главе своих последователей, и теперь Рангде приходится спасаться бегством, к общему удовольствию эмоционально возбужденных зрителей. Баронгу же приносят благодарственные жертвоприношения, а он выражает удовольствие, щелкая пастью, чем и кончается представление баронг-кекет.