Статуэтка народа Догон, Мали, Западная Африка | Архетип Ломбард

Статуэтка народа Догон

Статуэтка народа Догон

  • Вес: 0.908 кг
  • Страна: Мали, Западная Африка
  • Размеры: 37,5 х 9 см
  • Материал: Дерево. Подставка входит в стоимость!
0 ₽

17 900 ₽

   Стиль скульптуры догонов представляет собой смешение традиций двух народов. В районе плато Бандиагара найдены статуэтки, возраст которых измеряется несколькими столетиями. Они приписываются догонами народу теллем, проживавшему на данной территории до их прихода. Скульптуры высечены из твердого дерева, которое покрыто окаменевшей коркой жертвенной смеси, изготовленной из крови и рисового отвара. Их отличительной чертой является сочетание обобщенных монументальных форм с экспрессивной динамичной композицией. Патетические жесты, странные позы резко контрастируют со строгими, прямолинейными ограниченными формами, четко вписанными в объём заготовки — обрубок древесного ствола. Особое внимание следует обратить на строго вертикальные фигуры с вытянутыми вверх руками. Та же основа встречается в навершиях масок догонов — канага и сириге. Мотив трёх вертикалей, определяющий композицию масок (боковые грани и нос), характерен и для скульптуры. Торс и руки образуют три вертикали. Линии рук имеют продолжение в ногах скульптуры. Плечи и основание статуэтки ограничивают сверху и снизу три вертикали, выступая в качестве двух горизонталей. Такая форма напоминает форму навершия маски канага (крест с двумя перекладинами). Ступни ног на основании едва намечены.
   Среди учёных не существует единого мнения, кому принадлежат ранние по датировке скульптуры, собранные различными экспедициями в районе Бандиагара: теллем или догонам.
   Скульптуры догонов отличаются от скульптуры теллем только чуть большей мерой условности и полным отсутствием экспрессии. Кроме того, есть переходная группа произведений, в которых черты двух традиций переплетены настолько тесно, что их трудно отнести с определенностью к традициям догонов или теллем. Вне зависимости от того, кому принадлежат произведения, ясно одно — теллем оказали влияние на искусство догонов.
  Скульптурные изображения общества плато Бандиагара разнообразны по стилю. Их формы чётко ограничены, угловаты, их трехмерность выявлена резкими контрастами света и тени. Структурное строение человеческой фигуры иногда резко обнажено, позвоночный столб превращён в напряжённую зигзагообразную форму, отделенную от туловища. Есть у догонов скульптуры овального стиля. Они сильно вытянуты, повторяют форму дерева.
   Изготовление деревянной скульптуры у догонов проходит четыре стадии. Первая включает грубую обработку, приблизительное выявление основных пластических объёмов при помощи топора или тесака. На второй стадии проходит более тщательная проработка основных масс, постепенное расчленение их на более конкретные формы. Третья стадия — доведение до пластической определенности всех форм скульптуры при помощи резца и ножа. На четвертой происходит окончательная проработка всех форм и исполнение деталей (волосы, веки, узоры одежды), скульптурная форма обогащается введением элементов декора.
   После окончания резьбы начинается полировка поверхности. Для этого используются или грубые, шершавые листья различных растений, или наждачная бумага. Поскольку скульптуры догонов изготавливаются из деревьев твёрдых пород, в ходе полировки они приобретают почти металлический блеск. Если статуэтки изготовлены из деревьев мягких пород, что бывает реже, они имеют тёплый матовый оттенок. Чтобы предохранить их от возможных трещин и расколов при высыхании дерева, догоны смазывают их жертвенной смесью, состоящей из крови и рисового отвара, или маслом.
   Статуэтки догонов можно подразделить на антропоморфные и зооморфные. Они изображают персонажей мифологических сюжетов и обычных людей. Антропоморфные скульптуры в большинстве случаев посвящены духам предков и являются вместилищем их ньямы (мгновенно действующая, безличная, бессознательная энергия, пребывающая во всех людях, животных, растениях, в сверхъестественных существах, предметах и природе, придающая устойчивость и прочность своей временной (в случае смертного существа) или вечной (в случае бессмертного объекта) опоре). В композиционном отношении они продолговаты, формализованы.
   Наиболее распространенными являются изображения мужчин, женщин и гермафродитов. Встречаются фигуры с поднятыми руками. Иногда они могут находиться в композиции со скульптурными или рельефными изображениями животных. Есть стоящие и сидящие фигуры, иногда парные, с руками, сложенными на животе или прижатыми к ушам, коленопреклоненные и верхом на животном.
   В отличие от многих народов Африки догоны придают большое значение изображению рук. Часто руки антропоморфных скульптур подняты или сложены в особом жесте. По мнению исследователей, поднятые вверх руки обозначают моление воде, а сосуд между руками на голове скульптуры символизирует изобилие и благоденствие. Такие скульптуры используются во время земледельческих обрядов. Тема поднятых рук связана с сюжетами мифов. Так, Номмо вздымает руки к небу, призывая дождь прощения.
   Наиболее часто изображаемое божество в скульптурах догонов — Номмо (Номмо считается водой морей и суши, потоков и ливней). Считается, что они несут в себе часть жизненной силы бога. Культовые статуэтки, главные в религиозных церемониях догонов, выносятся один раз в год в день умерших, чтобы люди могли их увидеть, помолиться им, попросить хорошего урожая и здоровья для детей. Остальное время скульптуры Номмо находятся в тайниках, где строго охраняются огонами (жрецами), которые ухаживают за ними, «кормят» их из специальных чаш. Только наиболее почитаемые догоны могут (после своей смерти) некоторое время провести рядом с ними. Считается, что они помогают душам умерших переместиться в загробный мир.
   Скульптуры догонов, особенно Номмо, украшены зигзагообразным орнаментом, что, по мнению исследователей, символизирует путь корзины (лодки), на которой один из восьми предков спустился к людям. Иногда руки Номмо в скульптурных изображениях украшают браслеты.
   В статуэтках для жертвоприношений Номмо представляется распятым на дереве с руками над головой. Иногда он изображается с одной ногой. Такие скульптуры демонстрируют один из мифологических сюжетов догонов. Согласно ему, каждый Номмо имеет одну ногу в форме барабанной палочки или рыбы. В такой скульптуре он или отклоняется назад, или стоит вертикально. Одноногого Номмо часто изображают с поднятыми вверх руками.
Можно встретить скульптуру, показывающую Номмо во время его трансформации в крокодила. В некоторых статуэтках он изображается в движении, что передается при помощи покачивающейся позы. Руки таких скульптур подняты вверх, ноги четко отделены.
   Фигуры Номмо часто имеют нос змееобразной формы, широкий рот и уши в форме подковы.
   Встречаются скульптурные группы изображений Номмо, например четыре божества, каждое из которых, по всей вероятности, символизирует пару. Произведения эти относятся к стилю теллем.
   Иногда Номмо изображается с одной левой поднятой рукой, в то время как другая опущена. Вероятно, такая скульптура символизирует воскресшее божество. Форма, образованная руками и грудью, в таком изображении напоминает форму навершия маски канага.
   Встречаются так называемые «наложенные» скульптуры, обозначающие наследника Номмо — верховного огона. Такое произведение изображает сразу двух персонажей: бога и жреца. Руки Номмо, поднятые вверх, плавно переходят в голову огона. Фигура жреца, в которую перемещается дух предка, обычно изображается с женскими атрибутами — отголосок бисексуальности Номмо. В некоторых экземплярах череп расколот поверх хребта, что указывает на удаление черепной крышки, которая являлась препятствием для общения духа и разума. Ритуальный эквивалент — бритье волос во время церемонии возведения на престол великого огона.
   Фигуры, несущие чаши на головах, рассказывают об одном из эпизодов космогонического мифа догонов, согласно которому Номмо решили защитить свою мать-Землю от следующих посягательств на инцест со стороны ее старшего сына Йуругу. Для этого они спустились на Землю и вошли в муравейник (гениталии), из которого были рождены. Через некоторое время тёмный инстинкт привел Йуругу к муравейнику, уже занятому Номмо. В качестве защиты от солнца он носил на голове деревянную чашу, из которой ел. Поставив ноги в муравейник, он медленно погрузился в него, как бы обратив вспять процесс своего рождения. Так он был освобожден от своего земного существования. Одними из атрибутов таких скульптур являются один или несколько сидящих на спине детей. Другие характерные черты данных изображений — уши в форме подковы и цилиндрическое сочленение подбородка.
   Статуи предков используются во всех главных религиозных церемониях — сиги (один из главных религиозных праздников догонов. Его целью является возобновление Великой маски. Сиги проводится один раз в шестьдесят лет), дама (заупокойный ритуал, выполняемый через некоторое время после погребения и предназначенный для ускорения ухода души покойника из мира живых, где она задерживается), церемониях освящения посева, чтобы обеспечить хороший урожай, церемониях, посвященных богу Лебэ.
   Часто скульптуры догонов изображают кузнеца. Они также являются священными: согласно мифам, именно кузнец научил людей земледелию и всем ремеслам. Фигуры кузнецов часто изображают с одной рукой, одной ногой или изогнутой спиной, поскольку, согласно легенде, когда предок-кузнец спускался на землю, чтобы дать людям огонь и ремесла, молот и наковальня перебили ему руки и ноги.
   Еще один персонаж скульптурных изображений — жрец. Идентифицировать его можно по бороде и головному убору, который, правда, обозначен весьма условно углубленными линиями на черепе.
   Скульптуры догонов изображают не только предков и божеств, но и обычных людей: пастух с кнутом, играющие музыканты, склонившаяся на колени женская фигура, мужчина и женщина, призывающие дождь на иссушенную землю, всадник. Их фигуры могут быть изготовлены из дерева и железа.
   В скульптурах общества плато Бандиагара прослеживаются сюжеты, связанные с семейной жизнью людей. Не редки парные скульптуры, которые призваны оберегать семейное счастье, покой и благополучие. Мотив материнства присутствует в скульптуре, ему посвящены многие статуэтки догонов. Очевидно стремление передать красоту женщины.
   Стиль скульптуры догонов прошёл непростой путь, вобрав в себя лучшие традиции двух народов. Этот вид искусства общества плато Бандиагара, как, впрочем, и другие, стал визуальным отражением религии и мифологии народа. Хотя и повседневная жизнь людей заняла свою нишу в сюжетах статуэток догонов. За персонажами скульптур общества плато Бандиагара видны обычные африканцы.