Маска оленя (yi-dwag), Тибет, Центральная Азия | Архетип Ломбард

Маска оленя (yi-dwag)

Маска оленя (yi-dwag)

  • Вес: 0.805 кг
  • Страна: Тибет
  • Размеры: 23 х 21,5 (глубина 32) см
  • Материал: дерево, краска
0 ₽

34 000 ₽

     Цам (с монгольского; тибетское «Чам»; бурятское «Сам») — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий.
     «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» ("Tsam"), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». 
Монастырский Цам может не быть приурочен к историческому событию или определённому дню; во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введён. В дацанах Бурятии Цам проводился в летние праздники. 
     Цель мистерии – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды. Главная задача мистерии Цам – распространение блага для местности, где она проводится.
     Обряд состоит в танцевальной пантомиме, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.
     С помощью языка танца, пантомимы, а в некоторых случаях и диалога исполнителей со зрителями Цам «рассказывает» о событиях буддийской истории и мифологии, о главных божествах и покровителях буддизма, героях тибетского эпоса (таких как Миларепа, хан Гесэр или Белый старец), их жизни и подвигах, о борьбе между добром и злом.
     Цам как правило проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, готовятся исполнители ролей Богов.
      В мистерии могут принимать участие от 4 до 108 (священное число в буддизме) персонажей – все зависит от местных традиций и условий обряда.
Всех участников мистерии условно можно разделить на несколько самостоятельных групп, различаемых как по выполняемым в мистерии функциям, так и по характерным особенностям их масок.
     В списке действующих лиц мистерии находятся, в первую очередь (не по значимости, а скорее по древности происхождения), образы всевозможных животных. Облик животного (быка) носит и главный персонаж всего представления Ямараджа (в Тибете его именуют Чойчжил, в Монголии — Эрлик-хан). Также в обряде задействованы персонажи в масках вороны, коровы, оленя, льва и быка. Кроме названных, в различных вариантах «Цама» принимают участие маски белого слона и птицы Гаруды (образы, привнесенные, очевидно, из индийской мифологии), а в качестве спутников монгольского персонажа бурхана Сендыка, который сам имеет облик льва, выступают вепрь и барс.
     Вторая, на мой взгляд, главная группа действующих лиц Цама – всевозможные божества и сверхъестественные существа. Здесь в отличие от первой группы далеко не все понятно, так как в буддийской традиции да еще с учетом местных особенностей Тибета, Непала, Монголии, Бурятии и Тувы скопилось огромное количество божеств, духов и демонов. 
     В мистерии этим верховным божествам придается человекоподобный облик, но в то же время настолько искаженный страшной гримасой и снабженный такими деталями (черепа на голове, три глаза, торчащие звериные клыки, различная окраска – красная, синяя, зеленая), что ни у кого не должно возникать сомнений в их сверхъестественности и мистической мощи.
     Грозные божества, гении-хранители буддийской веры называются докшитами. Маски божеств высокого ранга украшены сверху тиарой из пяти человеческих черепов. Есть божества с тремя черепами, с одним черепом (чем больше черепов, тем сильнее докшит). Главных божеств, хранителей веры, докшитов в мистерии Цам бывает не более десяти. Как правило, они выходят в сопровождении свиты почжутов, богов низшего ранга. Кроме того, докшиты Чойчжил и Чжамсаран имеют еще свои «шакти», существа, символизирующие женское начало Вселенной.
     В третью группу можно отнести образы докшитов (почжутов) богатырского вида, которые обычно сопровождают страшных божеств и маски которых почти ничем, кроме преувеличенных размеров и цвета, не отличаются от обычных человеческих лиц.
     И, наконец, последняя группа – это образы всевозможных людей или шанаков, в том числе персонажей, имеющих исторические прототипы. В монгольском Цаме – это Чакравартин-хан с женой и сыном, а также Хашин-хан с семью сыновьями и, наконец, «Белый старец» - Цаган-убугун. Маски этих персонажей (кроме шанаков, которые масок не носят) представляют собой обыкновенные человеческие лица со свойственным человеку добродушным выражением.
     Олень (тиб. yi-dwag), наравне с коровой (или изюбром и буйволом) является второстепенным персонажем мистерии. Эти животные считаются старшими спутниками Бога Смерти или Ямы (Эрлик-хана). Движениями они подражают бегущим животным. Маска Оленя обычно коричневого цвета, с ветвистыми рогами, ее пасть открыта, виден язык. Сзади к маске, как правило, прикреплен лоскут желтой ткани.
    Олень, как и Эрлик-хан, скорее всего, является персонажем очень древним, перекочевавшим в Цам из добуддийских зоомистерий религии бон-по, широко распространенной в Тибете до VIII в. н.э. После победы буддизма многие образы древней шаманской религии были переосмыслены и вошли в ламаистские обряды.
Очень интересно и захватывающе выглядит танец-битва масок (персонажей) быка (яка) и оленя. Танцевальные партии этих масок сочетали в себе одновременно выразительную пантомиму с пляской. Под быстрый темп музыки бык и олень исполняют динамичный танец, затем приостанавливаются, враждебно смотрят друг на друга и проделывают ряд неприязненных угрожающих движений. С наклоненными головами, яростно потрясая рогами, они готовы броситься один на другого, но, подошедшая маска Владыки кладбищ (читипати или хохимоя) не допускает битвы. Они, сдерживая ярость, топчутся на месте и, услыхав учащенный темп музыки, начинают стремительный танец на внутреннем круге. Этот танец вызывает бурный восторг у зрителей и особенно у детей.
     Как и Бог Смерти – Яма, олень во время мистерии совершает некие действия над фигуркой линга – врага веры. Это движения, напоминающие разрубание или разрезание. Напомним, что именно Ямараджа со своими спутниками лишает «фигурку зла» силы, закалывает и разрубает ее.