Маска оленя (yi-dwag), Тибет, Центральная Азия | Архетип Ломбард

Маска оленя (yi-dwag)

Маска оленя (yi-dwag)

  • Вес: 0.805 кг
  • Страна: Тибет
  • Размеры: 23 х 21,5 (глубина 32) см
  • Материал: дерево, краска
0 ₽

34 000 ₽

     Цам (с монгольского; тибетское «Чам»; бурятское «Сам») — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий.
     «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» ("Tsam"), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». 
Монастырский Цам может не быть приурочен к историческому событию или определённому дню; во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введён. В дацанах Бурятии Цам проводился в летние праздники. 
     Цель мистерии – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды. Главная задача мистерии Цам – распространение блага для местности, где она проводится.
     Обряд состоит в танцевальной пантомиме, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.
     С помощью языка танца, пантомимы, а в некоторых случаях и диалога исполнителей со зрителями Цам «рассказывает» о событиях буддийской истории и мифологии, о главных божествах и покровителях буддизма, героях тибетского эпоса (таких как Миларепа, хан Гесэр или Белый старец), их жизни и подвигах, о борьбе между добром и злом.
     Цам как правило проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, готовятся исполнители ролей Богов.
      В мистерии могут принимать участие от 4 до 108 (священное число в буддизме) персонажей – все зависит от местных традиций и условий обряда.
Всех участников мистерии условно можно разделить на несколько самостоятельных групп, различаемых как по выполняемым в мистерии функциям, так и по характерным особенностям их масок.
     В списке действующих лиц мистерии находятся, в первую очередь (не по значимости, а скорее по древности происхождения), образы всевозможных животных. Облик животного (быка) носит и главный персонаж всего представления Ямараджа (в Тибете его именуют Чойчжил, в Монголии — Эрлик-хан). Также в обряде задействованы персонажи в масках вороны, коровы, оленя, льва и быка. Кроме названных, в различных вариантах «Цама» принимают участие маски белого слона и птицы Гаруды (образы, привнесенные, очевидно, из индийской мифологии), а в качестве спутников монгольского персонажа бурхана Сендыка, который сам имеет облик льва, выступают вепрь и барс.
     Вторая, на мой взгляд, главная группа действующих лиц Цама – всевозможные божества и сверхъестественные существа. Здесь в отличие от первой группы далеко не все понятно, так как в буддийской традиции да еще с учетом местных особенностей Тибета, Непала, Монголии, Бурятии и Тувы скопилось огромное количество божеств, духов и демонов. 
     В мистерии этим верховным божествам придается человекоподобный облик, но в то же время настолько искаженный страшной гримасой и снабженный такими деталями (черепа на голове, три глаза, торчащие звериные клыки, различная окраска – красная, синяя, зеленая), что ни у кого не должно возникать сомнений в их сверхъестественности и мистической мощи.
     Грозные божества, гении-хранители буддийской веры называются докшитами. Маски божеств высокого ранга украшены сверху тиарой из пяти человеческих черепов. Есть божества с тремя черепами, с одним черепом (чем больше черепов, тем сильнее докшит). Главных божеств, хранителей веры, докшитов в мистерии Цам бывает не более десяти. Как правило, они выходят в сопровождении свиты почжутов, богов низшего ранга. Кроме того, докшиты Чойчжил и Чжамсаран имеют еще свои «шакти», существа, символизирующие женское начало Вселенной.
     В третью группу можно отнести образы докшитов (почжутов) богатырского вида, которые обычно сопровождают страшных божеств и маски которых почти ничем, кроме преувеличенных размеров и цвета, не отличаются от обычных человеческих лиц.
     И, наконец, последняя группа – это образы всевозможных людей или шанаков, в том числе персонажей, имеющих исторические прототипы. В монгольском Цаме