Маска курпита | Архетип Ломбард

Маска курпита

Маска курпита

  • Страна: штат Мичоакан, Мексика, Латинская Америка
  • Размеры: 90х28 см (24х14 см только маска)
  • Материал: дерево, краска, парик, текстиль, бусы, верёвка, полимерные ленты
0 ₽

40 000 ₽

Одним из самых важных и представительных танцев в штате Мичоакан является танец курпитов («danza de los viejitos»). Некоторые отмечают, что так же, как «танец стариков» («danza de los kúrpitis») отождествляет себя с озёрным регионом Пацкуаро, танец курпитов является наиболее представительным для плато Пурепеча.
Танец курпитов – сохраняющаяся по сей день традиция, восходящая к XVI веку, широко распространённая среди жителей Кальцонцина в Уруапане с доколумбовых времён (который после процесса завоевания принял темы католической религии).
Слово «курпиты» происходит от языка народа пурепеча и означает «те, кто собирается вместе», поскольку относится к мужчинам, которые проводят ритуалы по поиску партнёрши.
Главные персонажи в ритуале - Марингия и Тарепити, которые представляют Деву Марию и Святого Иосифа соответственно. Они возглавляют танец, в то время как курпиты объединяются в команды из 17 человек и соревнуются за награды, присуждаемые опытными судьями. Жюри оценивает такие аспекты, как костюмы, одежда, обувь и координация действий танцоров.
На заметку: индейцы пурепеча, сохранившие традиции и фольклор, все так же поклоняются древним руинам разрушенных городов, построенных их предками сотни лет назад.
Название штата Мичоакан происходит от понятия, существующего в языке науатль: «мичуа» означает «тот, кто владеет рыбой», а с добавлением окончания «-кан» — «место для рыбалки». В древности означало местность, прилегающую к озеру Пацкуаро.
Многочисленные народы, жившие на территории нынешнего штата, преимущественно облюбовали окрестности озер и долины рек, в основном народы отоми, науа и матлацинка, но большинство составляли пурепеча, также известные как тараски. Письменности у них не было, их ранняя история малоизвестна, состоит в основном из нескольких легенд.
Пурепеча — земледельцы и охотники, обосновавшиеся в этих местах около XI в. Их первая столица Пацкуаро находилась на берегу одноименного озера, позднее столица переместилась в Цинцунцан, в 15 км к северу. На склоне выше современного города найдены остатки многоступенчатых ритуальных пирамид «яката».
В начале XVI в. испанцы завоевали весь район, обратили в христианство местные народы (первый францисканский монастырь появился здесь в 1526 г.), а самих индейцев принудили к работе на золотых шахтах и в полях.
В 1529 г. испанцы во главе с Нуньо де Гусманом сожгли заживо правителя Тангахуана II и разрушили город Цинцунцан, использовав камни для сооружения католических соборов и домов для испанской администрации.
В страхе тараски бежали в горы, их поселения и сегодня сосредоточены в основном в труднодоступных местах. Цинцунцан служил штаб-квартирой испанской администрации, пока она не была перенесена в Пацкуаро в 1540 г.
Испанское владычество продлилось до 1810 г., когда началось движение за независимость Мексики. Революционный вождь священник Мигель Идальго-и-Костилья встал во главе повстанцев, захватил город Морелия и отменил рабство. В 1910 г. в стране началась новая революция, Мичоакан стал одним из её центров.
В наши дни значительную часть всех жителей — мичиокано — составляют пурепеча, за ними идут отоми и науа. Довольно значительное количество коренного населения не говорит по-испански, а только на местном индейском языке пурепеча.